Дивертикулы, опухоли - болезни оперированного пищевода
Видео: Жить здорово! Дивертикул мочеиспускательного канала. (15.07.2016)
Оглавление |
---|
Болезни оперированного пищевода |
Рефлюкс-эзофагит |
Язвы, грыжи |
Органические стенозы |
Дивертикулы, опухоли |
Видео: Дивертикул пищевода отзыв пациента о Константине Пучкове
Дивертикулы оперированного пищевода наблюдаются только в сохраненном пищеводе и практически не встречаются в искусственном. По данным Н. О. Николаева (1972), они составляют 7% болезней оперированного пищевода. Вне зоны операции локализуются 13 этих дивертикулов, они, вероятно, были и до хирургического вмешательства. У 13 больных дивертикулы локализовались в зоне операции, были рецидивами прежней дивертикулярной болезни (чаще после удаления дивертикулов методом Жирара) или образовались в местах недостаточной хирургической пластики стенок (после удаления лейомиом, кист, полипов).
Крайне редко встречаются дивертикулы (псевдодивертикулы) в области супрастенотического расширения над анастомозом. Образование эпианастомозного дивертикула напоминает формирование эпифренального.
Обычно дивертикулы оперированного пищевода невелики и почти не требуют специального лечения. Не следует принимать за дивертикул пищевода выпячивание боковой стенки над расширенной и склерозированной аортой.
Послеоперационные дивертикулы пищевода следует рассматривать как выпячивание слабых мест пищевода. Дивертикулы клинически малозначимы, но о них нужно помнить, поскольку возможны дивертикулы, эзофагиты и их осложнения.
Опухоли.
Рис. 7. Рентгенограмма. Изъязвленный рак наддиафрагмального отдела пищевода, развившийся через 2 года после субтотальной резекции желудка.
Видео: Доброкачественные заболевания и рак пищевода Часть1
Несомненно, важной патологией оперированного пищевода является раковая опухоль. Как правило, рак развивается в зоне бывшего вмешательства, что позволяет считать рубцовые изменения и рефлюкс-эзофагит благоприятной почвой для его возникновения (рис. 7). И. В. Давыдовский (1956) справедливо считает эти состояния предраком, особенно у лиц старше 40—50 лет. Н. О. Николаев (1972) наблюдал у 4 больных развитие рака в сроки от 1,5 лет до 13 лет после операции. Интересно, что причиной рака в одном случае автор считал не рубцововоспалительный стеноз, а хроническое раздражение алопластического материала. Большой интерес также представляют случаи папилломатоза и рака предгрудинного искусственного пищевода, осложненные свищами с остатком истинного пищевода или с желудком. В мировой литературе к 1972 г. описано 19 подобных наблюдений, из которых 5 — в СССР, с интервалом между эзофагопластикой и позднее развившимся раком от 18 до 39 лет [Николаев О. Н., 1972- Linder М., 1972]. М. binder обнаружил у одного больного сразу 2 рака — рак в искусственном пищеводе и рак в слепой культе обожженного истинного пищевода. В возникновении рака пластического пищевода автор придает значение эффекту суммации факторов (синкарциногенезу).
Редкие и трудно диагностируемые синдромы
Высокий уровень диагностики — это не только правильное толкование жалоб и ощущений больного (симптомов), но и активный поиск патогенетически связанных менаду собой признаков (синдромов). Синдромный подход как в диагностике, так и в лечении является кратчайшим путем к нозологическому диагнозу и патогенетической терапии. По существу симптомы и синдромы — это закодированная информация, которую необходимо своевременно распознать. К сожалению, остаются злободневными опасения Е. М. Тареева (1974) о том, что врачи нередко обладают недостаточной информацией, знают 2—3 десятка болезней, когда надо знать сотни. Справедливо высказывание В. А. Оппеля (1929): «Для того чтобы диагностировать заболевание, надо о нем вспомнить». Мы попытались напомнить врачам многочисленные разбросанные по литературным источникам синдромы с поражением пищевода или кардии. Одни из них относятся к редким заболеваниям пищевода, другие — к спорным или бесспорным сочетаниям болезней пищевода и других органов. Знание и глубокое понимание генеза симптомов и синдромов в отдельности и болезней в целом составляют, по нашему мнению, основу клинического мышления врача и предпосылку нешаблонной терапии.