Послеоперационный период - закрытые повреждения органов брюшной полости у детей
Видео: Два ребёнка пострадали во время прыжков на батуте в Свирске
Больного доставляют из операционной только после восстановления самостоятельного дыхания и стабилизации АД. В послеоперационном периоде главной задачей является нормализация сердечно-сосудистой деятельности и дыхания. После тяжелых оперативных вмешательств неизбежно развиваются гипоксия, гиперкапния и ацидоз.
Для восстановления сердечно-сосудистой деятельности, помимо переливания крови, назначают и ряд медикаментозных средств: кофеин, кордиамин. При острой сердечно-сосудистой недостаточности показаны адреналин, мезатон, строфантин. Больным, находящимся в тяжелом состоянии, назначают гормональные препараты — АКТГ, гидрокортизон, преднизолон.
При выраженном нарушении дыхания, гипоксии и гиперкапнии эффекта от дачи кислорода может не наступить. Это. объясняется тем, что насыщение венозной крови кислородом уменьшает связывание углекислоты кровью, поэтому углекислота задерживается в тканях. Повышение количества кислорода в плазме крови понижает возбудимость дыхательного, центра, что может привести к еще большему нарушению дыхания. Немедленная интубация ребенка с переходом на управляемое дыхание выводит его из тяжелого состояния. Только усиленная гипервентиляция с одновременным насыщением венозной крови кислородом позволяет добиться удаления углекислоты из организма ребенка. В этих случаях управляемое дыхание с релаксантами — наиболее действенный метод восстановления легочной вентиляции. Если признаки дыхательной недостаточности (одышка, участие в дыхании вспомогательных мышц, учащение пульса с повышением АД) не исчезают, показано наложение трахеостомы.
Для борьбы с дегидратацией и интоксикацией организма ребенка важное значение имеют гипертонические и изотонические растворы натрия хлорида. Хороший эффект получают при введении раствора Рингера, в который, помимо натрия и калия, входят кальций и гидрокарбонат натрия. Благоприятное действие оказывает введение 5% раствора глюкозы в сочетании с инсулином, который назначают из расчета 1 ЕД инсулина на 4—6 г глюкозы. Введение жидкостей должно производится с учетом общего объема крови, кровезаменителей и растворов, полученных ребенком до и во время операции. Для расчета количества жидкости, вводимой ребенку в течение суток, мы пользуемся номограммой Абердина (рис. 34).
Для стимуляции кишечной перистальтики и борьбы с атонией желудочно-кишечного тракта назначают гипертонические растворы (10% раствор хлорида натрия, 10% хлорида кальция или глюконата кальция, 40% глюкозы), инъекции прозерина из расчета 0,001 г в сутки на год жизни ребенка. На 2-е или 3-и сутки после операции ставят микроклизму с гипертоническим раствором хлорида натрия. С целью профилактики паралитической послеоперационной непроходимости применяют постоянную аспирацию желудочного содержимого с помощью зонда, проведенного через носовые ходы в желудок еще в операционной. У детей, оперированных по поводу закрытых повреждений двенадцатиперстной кишки, дуоденальный зонд находится постоянно в двенадцатиперстной кишке. Прием жидкости и пищи строжайше запрещен. Антибиотикотерапию необходимо сочетать с назначением ребенку нистатина и витаминов групп В и С, так как у детей из-за значительной кровопотери и оперативной травмы возможно развитие кандидоза и гипо-, а нередко и авитаминоза.
Следует подчеркнуть, что в последнее время все чаще публикуются работы об аллергических реакциях после введения антибиотиков.
Рис. 34. Номограмма Абердина (Aberdeen Е., 1961).
В связи с этим необходимо перед назначением антибиотиков выяснить у родителей, как переносил ребенок их введение раньше. Лучше всего до начала лечения антибиотиками сделать внутрикожную пробу (ввести 5 ЕД антибиотика).
При значительном инфицировании брюшной полости внутримышечного введения антибиотиков недостаточно.
Наиболее эффективно в этих случаях сочетать внутримышечное введение антибиотиков с внутривенным и в брюшную полость с помощью микроирригаторов. При этом мы часто назначаем антибиотики резерва (гентамицин, цепорин, канамицин и др.).
Большое значение в послеоперационном периоде придают характеру питания ребенка, которое должно учитывать локализацию и вид повреждения, общее состояние и наличие или отсутствие осложнений.
В тяжелых случаях, протекающих с явлениями перитонита, дети находятся некоторое время на парентеральном питании. Введение белковых препаратов, особенно содержащих: набор жизненно важных аминокислот, солевых растворов, глюкозы и витаминов- позволяет компенсировать возникшие метаболические нарушения.
У больных средней тяжести с удовлетворительной перистальтикой кишечника на 2-й или 3-й день назначают жидкие блюда. По мере стихания перитонита и прекращения рвоты оперированным детям (за исключением больных, перенесших операцию на желудке и двенадцатиперстной кишке) постепенно сокращают количество парентерально вводимой жидкости и расширяют диету, вводя в нее протертые супы, мясное пюре, творог, сливочное масло, кисели, сваренные всмятку яйца, и т. д. В дальнейшем в питание включают белые сухари, постепенно увеличивая число приемов пищи.
Ранние занятия лечебной физкультурой — одна из основных предпосылок профилактики послеоперационных осложнений у детей.