Эндоскопическая папиллосфинктеротомия (эпст)
Видео: Вклиненный конкремент БСДК. Случай "самоизлечения" - формирование фистулы в ампуле БСДК.
Эндоскопическая папиллосфинктеротомия (ЭПСТ) впервые произведена L. Demling и М. Classen в Германии и К. Kawai с соавт. в Японии (1974), а в России – Н. Н. Малкеровой и Л. К. Соколовым (1976). Доступность операции и ее высокая эффективность привлекли внимание гастроэнтерологов, и в течение нескольких лет ведущие клиники мира накопили опыт нескольких сотен операций (Cotton, Cromer, Safram, Seifert). В России эндоскопическая папиллосфинктеротомия начала применяться в клиниках А. С. Логинова, Ю. М. Панцырева, В. С. Савельева, А. А. Шалимова, и ее приняли на вооружение в основном представители хирургической специальности.
Оборудование и инструменты для эндоскопической папиллосфинктеротомии
Оборудование во многом аналогично оборудованию для ЭРПХГ. Для проведения операции ЭПСТ необходимы диатермические ножи – папиллотомы, источник высокочастотного тока и другие инструменты для проведения чреспапиллярных операций.
Папиллотомы выпускаются различными фирмами и имеют разнообразную конструкцию, отличаясь местом (боковое, торцевое) выхода металлического электрода-струны, ее длиной (15-30 мм), наличием свободного дистального конца катетера, формой электрода.
Показания и противопоказания к эндоскопической папиллосфинктеротомии
Показания и противопоказания к операции ЭПСТ значительно изменились в связи с разработкой разнообразных чреспапиллярных операций и усовершенствованием техники и инструментов. Их необходимо рассматривать с позиции того, что эндоскопическая папиллосфинктеротомия может быть самостоятельной операцией и предшествовать другим чреспапиллярным операциям, создавая условия для их проведения. Показаниями к ЭПСТ являются камни внепеченочпых желчных протоков, стеноз БСД и терминального отдела холедоха, опухоли БСД и протоков.
Противопоказания к ЭПСТ как самостоятельной операции: протяженный стеноз БСД и терминального отдела холедоха доброкачественной и злокачественной этиологии, БСД в дивертикуле (сектор 6-11 часов), значительное расширение желчных протоков, панкреатит небилиарной этиологии
Оценивая клинические ситуации, трудно вспомнить “общие” противопоказания, т.е. многочисленные соматические заболевания, при которых бы пришлось отказываться от проведения ЭПТ в пользу хирургического метода лечения. Пациентов необходимо интенсивно готовить к операции. Однако и местные, и общие заболевания ограничивают как техническое выполнение операции, так и сроки, и длительность ее проведения.
Операционная бригада.
Проведение ЭПСТ и других чреспапиллярных операций требует многочисленной бригады врачей и медицинских сестер. Это особенно важно знать организаторам здравоохранения. Так как чреспапиллярные операции очень трудоемки, в бригаду обязательно входят 2-3 врача и 2-3 помощника Только такой большой состав бригады может обеспечив необходимый объем операции, исключить продолжительные задержки со сменой инструментов, проведение холангиографии, наблюдение за больным и т.д. Взаимопонимание и синхронность действий, знание инструментов и этапов операции, своего места и роли каждого участника операции являются слагаемыми ее успеха.
Техника эндоскопической папиллосфинктеротомии
Операция ЭПСТ включает следующие этапы:
1 – ЭРПХГ и определение показаний к эндоскопической папиллосфинктеротомии;
2 – введение папиллотома и правильную его установку;
3 – рассечение крыши ампулы БСД;
4 – завершение ЭПСТ другими эндоскопическими операциями.
Возможны несколько вариантов операции эндоскопической папиллосфинктеротомии: типичный или канюляционный, нетипичный (предрассечение, супрапапиллярная холедоходуоденостомия) и смешанный, сочетающий в себе обе техники.
При типичном способе ЭПТ папиллотом свободно вводится в устье и устанавливается сразу или после рассечения в направлении устья холедоха, при нетипичном – канюляция ампулы и правильная установка папиллотома не удаются.
Канюляционный способ удается у 75-95% пациентов. Правильная установка папиллотома – основа успешной операции. Она облегчается, если используется современная методика смены катетера при ЭРПХГ на папиллотом по проводнику. При особенностях ампулы БСД (выраженная перегородка) и наличии заболеваний (аденома) папиллотом “не идет” в устье холедоха. Когда правильное положение папиллотома достигнуто, производится рассечение крыши. Включают “режущий” и “коагулирующий” токи небольшой мощности производятся дозированные разрезы. Одномоментное рассечение ампулы большим разрезом может привести к кровотечению. Длина разреза определяется целями операции эндоскопической папиллосфинктеротомии, величиной камней, длиной интрамурального отдела холедоха, характером болезни (опухоль, аденома). Никогда длина разреза, на что делают акцент многие авторы, не соответствует диаметру полученного устья холедоха и никогда эндоскопическая папиллосфинктеротомия не является тотальной сфинктеротомией.
Полнота разреза крыши ампулы определяется визуально: в образовавшуюся рану видны стенки холедоха но своеобразной окраске и характеру поверхности.
Одномоментность разреза, его протяженность, чрезмерное натяжение электрода, длительное включение электрического тока, наличие папиллита и аденомы обусловливают кровоточивость разреза и даже профузные кровотечения. Стремление к неконтролируемому выполнению разрезов большой длины опасно ретродуоденальной перфорацией.
Существует мнение, что рассечение папиллы необходимо производить в “коагулирующем” режиме электрического тока, мощность которого определяется до операции простым приемом: активный электрод замыкает электрическую цепь касанием пластины (пассивный электрод) и при включении источника тока устанавливается режим первого появления искры.
Видео: Неканюляционный способ ЭПСТ.
Однако опыт показывает, что при наличии папиллита, рубцовых изменений устья использование “коагулирующего” режима опасно – происходит не рассечение, а “заваривание” устья, после чего папиллотом не вводится в него и необходимо прибегать к другим способам ЭПСТ.
Длительное включение тока в коагулирующем режиме опасно перегреванием тканей и развитием постоперационного перитонита.
После рассечения папиллы можно хорошо дифференцировать устье общего желчного и панкреатического протоков.
Нетипичные способы эндоскопической папиллосфинктеротомии
Предрассечение как способ эндоскопической папиллосфинктеротомии стал применяться для лечения камней ампулы БСД. Теперь он широко используется при стенозах устья БСД, обструкциях его крупными ворсинами и аденомами и как самостоятельный метод лечения, и в виде первого этапа смешанного способа ЭПСТ при неудачных канюляциях ампулы.
Техника предрассечения. Для предрассечения используются либо торцевой папиллотом, либо смешанный, имеющий торцевой и боковой электроды. Торцевой электрод выводится на 2-3 мм, устанавливается возле верхнего края устья и направляется вверх и влево при включении электрического тока. Во избежание заваривания устья нужно применять ток в режиме резания. Длина разреза от 3-4 мм до 6-8 мм. Цель операции – вскрыть ампулу. Этой цели трудно добиться при стенозе ампулы и некоторых особенностях ее строения (при слиянии узких терминальных отделов желчного и панкреатического протоков). После рассечения устья можно попасть в ампулу БСД, устье желчного и панкреатического протоков. Сомнения и дальнейшие действия разрешает контрольное введение контрастного вещества
Супрапапиллярная холедоходуоденостомия (СПХДС)
Этот вид эндоскопической папиллосфинктеротомии не нашел широкого клинического применения из-за разнообразных опасностей, редкости показаний и недостаточности опыта врачей. В России наибольший материал по этим операциям имеет Н.В. Ташкинов (1995).
Показания. Операция СПХДС показана при стенозах БСД, вклиненных камнях, опухолях, холедоходуоденальных фистулах. Практически при всех этих заболеваниях имеется гипертензия в терминальном отделе холедоха – проксимальная часть ампулы и интрамуральный отдел холедоха расширены, что визуально определяется по выбуханию этих отделов в просвет двенадцатиперстной кишки
Техника. Операция СПХДС, как правило, производится без холангиографии в связи с неудачами канюляции БСД. После тщательной ревизии БСД и его уздечки, неудачных попыток введения катетера для проведения холангиографии торцевым электродом производится разрез наиболее выступающей части двенадцатиперстной кишки и уздечки БСД. Разрез может быть произведен вертикально, дугообразно и поперечно на глубину 2-3 мм (не более!). Когда просвет ампулы и терминального отдела холедоха вскрыт, поступает желчь, как правило, с примесью гноя, мелких камней. При неудачах можно либо изменить направление и длину разреза, либо отложить операцию на 1-2 дня. За эго время зона коагуляции либо вскрывается самостоятельно, либо удается это сделать повторными приемами Не коагулировать глубоко и не расширять значительно величину разреза – главные правила безопасности операции Для всех видов эндоскопических операций существуют пределы технических возможностей, нельзя переоценить их, чтобы не делать тактических ошибок Специфические особенности отмечаются при проведении операции ЭПСТ у больных, перенесших резекцию желудка по Бильрот-2, холедоходуоденоанастомоз, дренирование желчных протоков.
Результаты эндоскопической папиллосфинктеротомии
В первое десятилетие клинического применения операции ЭПСТ ее эффективность с учетом механической экстракции при холедохолитиазе и стенозе прогнозировалась и оценивалась длиной разреза, размерами и количеством камней, анатомическими особенностями терминальною отдела общего желчного протока, наличием сопутствующих изменений двенадцатиперстной кишки, БСД и протоковых систем, сроками с момента проведения операции, характером проводимой терапии.
Главной целью врача было проведение возможно большей длины разреза. Ориентиром служит первая поперечная складка двенадцатиперстной кишки, охватывающая папиллу, при рассечении которой длина разреза достигает 15 мм При протяженном интрадуоденальном отделе общего желчного протока длина разреза может достигать 30 мм. Небольшие разрезы (10 мм и более), при которых возрастает частота неэффективных папиллотомий в ближайшем и отдаленном периодах, обусловлены недостаточным опытом врача, опасностью развития осложнений и невозможностью ориентироваться в положении папиллотома. В последнем случае не удается определить, достиг ли он интрамуральной части общего желчного протока или перешел за холедоходуоденальпую складку, те. наступила перфорация двенадцатиперстной кишки. Такой осторожный подход может быть оправдан, так как при неэффективности операции длина разреза может быть увеличена при повторных исследованиях, т.е. эндоскопическая папиллосфинктеротомия может выполняться многоэтапно. Количество пациентов, перенесших 2 и более (до 4) этапов операции, достигало в разных сериях 16-22%
Были возможны 2 тактики при холедохолитиазе – одни врачи выполняли ЭПТ у пациентов, камни которых должны отойти спонтанно, а другие – широко применяли механическую литотрипсию.
Решающую роль для спонтанного отхождения камней играет соотношение диаметров камня и терминального отдела общего желчного протока камни диаметром до 10 мм, как правило, отходят спонтанно. Однако описаны случаи, что и крупные камни отходят. Наибольший размер спонтанно отошедших камней достигал 14 41 мм и 26 38 мм при максимальный длине разреза до 35 мм.
Возможность спонтанного отхождения камней зависит от типа слияния двенадцатиперстной кишки и терминального отдела общего желчного протока. Первый тип характеризуется воронкообразной, а второй – вытянутой формой. У пациентов с первым типом общего желчного протока после ЭПСТ образуется устье до 6-8 мм в диаметре, камни отходят в большинстве случаев спонтанно и нет необходимости в их насильственной тракции В большинстве случаев второго типа тактика лечения должна быть другой.
Для оценки результатов эндоскопической папиллосфинктеротомии и предупреждения серьезных осложнений (вклинение камня, прогрессирование холангита) необходимы контрольные исследования в течение 1-3 дней в зависимости от характера показаний к ЭПСТ и санация желчных протоков
Как показывает теперь уже многолетний опыт применения операции ЭПТ, она является альтернативой хирургической трансдуодепальной папиллосфинктеротомии и методом лечения холедохолитиаза и стеноза папиллы, особенно у пациентов, перенесших операцию холецистэктомии, и у больных с сохраненным желчным пузырем, но высокой степенью операционного риска, особенно имеющих такие грозные осложнения, как желтуха и холангит.
Операция ЭПСТ явилась методом лечения 75-86% пациентов, а у других ее можно расценивать как способ предоперационной подготовки
Неудачи, ошибки и осложнения эндоскопической папиллосфинктеротомии
По большим сводным статистикам, эндоскопическая папиллосфинктеротомия не удается у 5-12% пациентов, частота осложнений после операции колеблется в пределах 6-10%, летальность – 1-4%.
К неудачам эндоскопической папиллосфинктеротомии следует отнести невозможность канюляции ампулы БСД и выполнения операции, а также недостаточный и неправильный разрез папиллы, отсутствие спонтанного отхождения камней, прогрессирование холангита.
Технические неудачи определяются недостатком опыта врачей, отсутствием инструментов, характером морфологических изменений БСД в результате болезни, наличием дивертикулов. Опыту врача придается особое значение, с его накоплением количество неудачных операций снижается с 14-21% до 3-7%.
Неполнота и неадекватность ЭПСТ в настоящее время не может рассматриваться как неудача операции, в связи с наличием новых методик лечения холедохолитиаза. Напротив, внедрение литотрипсии открывает широкие перспективы проведения органосохраняющих операций и улучшения отдаленных результатов в связи с отсутствием дуоденобилиарного рефлюкса.
Среди осложнений ЭПСТ самого пристального внимания заслуживают вклинение камня в терминальный отдел холедоха с прогрессированием и рецидивом желтухи и холангитом (3-5%), ретродуоденальные перфорации (0,5-1,2%), кровотечения (1-6%) и панкреатит (2-4%), особенно панкреопекроз.
Профилактикой вклинения камня является простая операция – назобилиарное дренирование, которой должна заканчиваться ЭПСТ при средних и крупных камнях.
Ретродуоденальная перфорация – грозное осложнение, которое считалось абсолютным показанием к лапаротомии. Однако последующий опыт показал, что для лечения их достаточно хорошо дренировать желчные протоки и двенадцатиперстную кишку.
Кровотечения после эндоскопической папиллосфинктеротомии носят разный характер. В большинстве случаев оно небольшое, не угрожает жизни больного, не мешает проведению операции (образовавшийся сгусток закрывает операционное поле), у ряда больных кровотечение носит профузный характер и является показанием к лапаротомии. Способов остановки кровотечений много, но самым простым и, пожалуй, эффективным является создание инфильтрата из сосудосуживающих препаратов и спирта при введении их через канюляционный катетер, тесно упирающийся в область кровоточащего сосуда.
Панкреатит после эндоскопической папиллосфинктеротомии многолик – от незначительной реакции, определяемой лабораторным способом, до панкреонекроза. Тяжелые формы редки, но молниеносны, порой нет явной причинной связи ЭРПХГ и ЭПТ с возникновением панкреатита – нет панкреатограммы, операция протекает технически просто и быстро, не повреждается устье панкреатического протока- чаще панкреатит возникает у пациентов, оперируемых в холодном периоде. Летальность при панкреатите после ЭПСТ составляет 13%.
Большинство осложнений операций ЭПСТ удается излечить медикаментозно и эндоскопическим способом.
Отдаленные результаты операции ЭПСТ у большинства пациентов хорошие, но стеноз и рецидив холедохолитиаза все-таки имеют место (3-5%) Обращают на себя внимание и те факты, что значительно (на 50-100%) уменьшается диаметр впепеченочных желчных протоков и при наличии у 50- 55% пациентов дуоденобилиарного рефлюкса частота холангита небольшая (2-6%).
Итак, эндоскопическая папиллосфинктеротомия заслуживает самого пристального внимания хирургов как альтернатива трансдуоденальной папиллосфинктеротомии в связи с лучшими результатами: частота осложнений при них колеблется, соответственно, в пределах 6-10% и 6-18%, а летальность 1-4% и 2,5-4,7%.