Общие вопросы эндохирургической техники
Положение тела больного во время проведения эндохирургического вмешательства определяется необходимостью наилучшей экспозиции оперируемого органа, при которой рядом расположенные органы были бы максимально отдалены от него, а сам орган расположен в наиболее высокой точке.
Операции на органах верхнего этажа брюшной полости требуют положения больного на спине с поднятым головном концом (положение Фаулера). При операциях на органах нижнего этажа брюшной полости используется положение больного на спине с опущенным головным концом (положение Тренделенбурга). Боковой наклон операционного стола на 20-30° используется при работе на органах, расположенных в боковых отделах брюшной полости.
Комбинированные положения больного на операционном столе (сочетание горизонтального и бокового наклонов) в лапароскопической хирургии используют при операции на желчном пузыре, печени (поднятый головной конец и боковой наклон влево), червеобразном отростке, слепой кишке (опущенный головной конец и боковой наклон влево), на сигмовидной кишке (опущенный головной конец и боковой наклон вправо), на селезенке, селезеночном углу ободочной кишки (поднятый головной конец и боковой наклон вправо).
В ряде случаев в лапароскопической хирургии используются боковые комбинированные положения тела больного, например, при лапароскопической андреналэктомии.
Видеопанорама
Вне зависимости от того, какую операцию предполагается выполнить, хирург обязан выполнить полный системный осмотр брюшной полости, так как случайные находки (например, метастазы злокачественных опухолей в печени) могут полностью изменить план оперативного вмешательства.
Функция ассистента-телеоператора заключается в поддержании линзы телескопа в чистом состоянии путем острожного протирания оптики о печень, большой сальник или петли кишечника, при неэффективности этого оптическая трубка извлекается и г протирается стерильной салфеткой. Кроме этого, в процессе работы ассистент-телеоператор удерживает зону оперативных действий в центре монитора. Не следует забывать о необходимости правильной ориентировки изображения по так называемой «линии горизонта». Приближение и удаление телескопа от объекта должны осуществляться только по команде хирурга.
Извлечение инструментов из брюшной полости
Извлечение инструментов из брюшной полости желательно проводить под контролем зрения, так как может происходить неконтролируемый захват части какого-либо органа (например, кишки, пряди сальника).
Перед извлечением троакаров, через них в брюшную полость следует ввести какой-либо инструмент с электроизоляцией. После этого гильза троакара извлекается, и затем, при отсутствии кровотечения, извлекается и сам инструмент. При наличии кровотечения электрохирургический инструмент используют для гемостатической коагуляции стенки троакарного канала.
Видео: Асп 1. Философия науки для аспирантов. Общие вопросы
Экспозиция — создание доступа к тканям, обеспечивающего проведение хирургических манипуляций. Способы достижения: наложение пневмоперитонеума, изменение положения тела больного, тракция и противотракция тканей, дистанциониравание близлежащих органов.
Тракция и противотракция
Тракция и противотракция тканей для создания необходимой для проведения хирургических манипуляций экспозиции. Возможны следующие варианты:
-ткани фиксированы и натянуты естественным способом в двух противолежащих точках;
-ткани фиксированы естественным способом в одной точке;
-ткани обладают свободной подвижностью в брюшной полости.
Разделение тканей
Эндохирургическое разделение тканей можно осуществлять несколькими способами:
– остро, механическим путем — ножницами.
– тупо — диссектором;
– высокочастотным электротоком при помощи электроинструментов.
В ряде случаев для рассечения тканей целесообразно использование инструментов с изменяемой кривизной стержня.
Наиболее эффективный способ препаровки тканей — использование бимануальной техники.
Часто сшивающий аппарат содержит нож, который одновременно с прошиванием ткани выполняет ее рассечение. Примером такого устройства является аппарат EndoGIA-30. Данный аппарат для эндоскопической хирургии накладывает 6 рядов титановых скрепок и между каждыми тремя рядами рассекает прошитую ткань.
Применение такого вида разделения тканей наиболее целесообразно в эндоскопической хирургии полых органов, легких, а также при пересечении крупных тубулярных структур и стенок полых органов, ручная обработка которых крайне трудоемка и может быть рискованна.
Соединение тканей
Соединение тканей в эндоскопической хирургии в целом аналогично открытой хирургии, и может осуществляться путем их механического сшивания и склеиванием тканей, например применение фибринового клея для соединения краев маточной трубы после сальпинготомии по поводу трубной беременности. Сведение к минимуму трудностей лапароскопического ушивания и лигирования тканей возможно двумя путями:
1) разработка принципиально новых специальных устройств;
2) адаптация ортодоксальных хирургических приемов.
При очевидности удобств эндостейплеров, ручной шов и лигирование имеют монопольные области применения. Поэтому эволюция лапароскопической хирургии требует от специалистов переобучения базовым хирургическим навыкам.
Игла проводится в полость через троакар в редукторе, фиксируется иглодержателем, и выполняется прошивание. Формирование узла на данной нити возможно интракорпоральным и экстракорпоральным путем.
К сожалению, выполнение лапароскопической холецистэктомии не способствует приобретению навыков наложения ручных швов и формирования узлов — при разделении тканей используются клипсы и электрокоагуляция. К тому же расположение бригады в соответствии с «американским» методом и наличие двух ассистентов, не дают возможности освоить координированное манипулирование двумя инструментами. В самом деле, одной рукой хирург работает инструментом, помещаемым через субксифоидный операционный порт, а другой — стабилизирует гильзу. Так очень легко стать «одноруким хирургом».
Отработка лапароскопического шва и формирования узлов должны производиться на тренажерах, с использованием муляжей и нефиксированных тканей. В таком обучении нет ничего зазорного и для хирургов, имеющих большой опыт лапароскопической холецистэктомии. Совершенно справедливо высказывание известного американского хирурга N. Soper: «Это разочаровывающий и унизительный опыт для хирурга, когда вся операционная бригада наблюдает на видеомониторе 15-минутное сражение за один простой узел!».
Шовный материал
Помимо общих принципов подбора шовного материала для различных тканей имеются некоторые особенности. В частности, для экстракорпорального узла Roeder требуется нить длиной 70-90 см, № 0, монофиламентная или псевдомонофиламентная, т.е. имеющая меньший коэффициент трения и пилящий эффект. Для экстракорпорального хирургического узла нужна нить такой же длины и толщины, но с высоким коэффициентом трения, плетеная, способная временно «держать» одинарный простой узел.
Для интракорпорального узла требуется короткая (8-15 см) лигатура, для минимизации количества нити, протягиваемой через ткань и прослеживаемой ассистентом. При помещении в брюшную полость нити длиной 30-40 см практически невозможно отследить ее концы, быстро и координировано производить лигирование.
Иглы
Видео: Конференция по армрестлингу - общие вопросы подготовки рукоборца
Для лапароскопического шва, безусловно, необходим атравматичный тип крепления нити к игле. Удобно использовать прямые иглы длиной около 20 мм. Иглой большей длины сложнее и опаснее манипулировать в брюшной полости. Для прошивания ткани прямую иглу необходимо правильно ориентировать только в одной плоскости, а искривленную — в двух, что в условиях двухмерного изображения сложнее. Иногда, при наложении швов сложной конфигурации и сшивании ригидных тканей, которые трудно приподнять для прокалывания прямой иглой, используются и искривленные иглы. Необходимо отметить, что воспользоваться можно только такими иглами, радиус кривизны которых меньше внутреннего диаметра троакарной гильзы. Для проведения больших искривленных игл в брюшную полость требуется специальная методика, описанная ниже. Компромиссно применение недавно разработанных лыжеобразных игл, имеющих круглое сечение вблизи слегка искривленного конца и треугольное — на остальном протяжении.
Инструменты
Большинство швов выполняют с помощью иглодержателя и ассистирующего зажима диаметром 5 мм. В настоящее время выпускается большое количество иглодержателей, различающихся конфигурацией рукоятки, конструкцией замка, формой рабочей части. Классический набор К. Бетт, широко применявшийся в 80-е гг. XX в., сейчас находит все меньше приверженцев. Слабая пружинная фиксация браншей и их грубая поперечная насечка плохо стабилизируют иглы, особенно искривленные, трехмиллиметровый ассистирующий иглодержатель (для параллельного проведения нитей в пятимиллиметровой гильзе) слишком мал и непрочен для манипулирования тканями и захвата иглы. К тому же в лапароскопической хирургии желудка, кишечника используют 10-12-миллиметровые троакарные гильзы, позволяющие проводить лигатуры без уменьшения диаметра инструмента. Как иглодержатель, так и ассистирующий зажим должен иметь одну активную браншу — такая конструкция имеет более простой и прочный привод. При интракорпоральном формировании узла на инструменте с двумя активными браншами нить довольно часто застревает в элементах привода у основания браншей (в так называемых «ушах»), запутывается и может порваться.
По нашему мнению, удобны инструменты с коаксиальной ручкой, привычным для хирурга храповиком, длинными узкими браншами с твердосплавными накладками. Такие инструменты хорошо держат иглу, удобны при формировании узла.
Безусловно, перспективен набор Szabo-Berci, выпускаемый фирмой «Karl Storz». Коаксиальная конструкция ручек и отсутствие колец позволяют держать их пальцами как отвертку, что увеличивает точность движений (работа пальцами вместо работы запястьем). Замки можно закрывать и открывать без изменения положения пальцев, это экономит время и делает управление иглой более плавным. Активный иглодержатель с браншами в виде клюва попугая достаточно прочно держит иглу, а ассистирующий зажим с браншами в виде клюва фламинго удобен при работе с тканями и лигатурой.
Особо следует отметить поршневой иглодержатель фирмы «Wilson-Cook Medical», идею которого предложил известный хирург-гинеколог H. Reich. Этот инструмент очень удобен для работы с искривленными иглами, так как он автоматически ориентирует их правильно.
При наложении сложного ручного шва могут потребоваться дополнительные ассистирующие зажимы (до двух), а также специальные толкатели — аппликатор узлов Roeder, вилочка Clarke.
Овладение методиками ручного лапароскопического шва необходимо всем хирургам, так как при любой операции могут возникнуть нестандартные ситуации, выйти из которых, не меняя доступа, а следовательно, не травмируя дополнительно пациента, можно наложив швы.
Гемостаз
Наиболее часто применяют монополярную и биполярную коагуляцию. Данный вид гемостаза наиболее распространен при работе вдали от жизненно важных структур. При работе на жизненно важных структурах (общий желчный проток, мочеточник, крупные сосуды и прочее) и вблизи от них
использование данного вида гемостаза безусловно возможно, но должно осуществляться с большой осторожностью и вниманием, так как возможно неконтролируемое распространение тока на эти структуры с последующим развитием некроза. Коагуляция должна осуществляться на возможно минимальных значениях мощности электротока и в возможно минимальное время.
Механический гемостаз возможен в разных вариантах. Наиболее часто этот вид гемостаза используют для остановки кровотечения из относительно крупных сосудов. Различают временный гемостаз и окончательный гемостаз. Временный гемостаз достигается временным сдавлением кровоточащей зоны либо видимого сосуда при помощи зажима. После этого осуществляют удаление крови и сгустков изданной зоны и проводят селективное лигирование кровоточащего сосуда, т.е. осуществляют окончательный гемостаз.
Технически наиболее простой вариант такого вида гемостаза — эндохирургические клипсы. При наложении клипс следует видеть оба конца клипсы. Наложение их «вслепую» нежелательно.
Еще одним видом механического гемостаза — использование лигатурного материала. Лигатурный материал проводят вокруг лигируемого сосуда либо при помощи зажима, если данный сосуд уже мобилизован, либо при помощи иглы. Завязывание производят путем наложения экстракорпорального либо интракорпорального узла.
Эндоскопический гемостаз из диффузно-кровоточащей зоны возможен путем фиксации к ней гемостатической губки либо специализированного материала — тахокомба.
Извлечение препарата из брюшной полости
Наиболее просто извлекается препарат, имеющий незначительный объем (например, стенка серозной кисты яичника), в этом случае препарат просто протаскивается через пункционный канал. Большие трудности возникают при извлечении препаратов, имеющих объем, больший по сравнению с пункционным троакарным каналом. В этом случае возможно применение различных методик.
Наиболее просто использование расширение пункционного канала тупым или острым путем. Для расширения тупым путем применяют специализированные ретракторы, которые вводятся поверх троакара и затем растягивают канал изнутри.
Острым путем расширение канала производят через рассечение апоневроза скальпелем или ножницами. Наиболее удобно рассечение скальпелем поверх троакара. После расширения отверстия до необходимой длины орган извлекают путем тракции за него. После расширения отверстия требуется его обязательное ушивание (ушивания не требуют проколы не более чем 10 мм троакаром).
В тех случаях, когда расширение пункционного отверстия недостаточно для извлечения органа, приходиться прибегать к его фрагментированию. Это делают при помощи эндоскопического инструмента — морцеллятора, который либо скусывает орган, либо вырезает в нем цилиндрические блоки.
Часто извлечение органа требует помещения его в контейнер. Это необходимо в следующих случаях:
Орган с наличием повреждений стенки либо возможностью его перфорации при извлечении.
Инфицированный орган.
Орган с наличием злокачественных опухолей.
Существуют контейнеры фабрично изготовленные и приспособленные. Оптимально применение пластиковых приспособленных контейнеров. Использование резиновой перчатки, которое зачастую имеет место в хирургической практике, нежелательно, так как тальк, попадающий из перчатки, вызывает массивный спаечный процесс в брюшной полости.
Примером извлечения органа с поврежденной стенкой является удаление желчного пузыря. Если при наличии мелких множественных камней в пузыре во время его отделения от ложа происходит перфорация стенки (1/3-1/4 всех холецистэктомий), то извлечение пузыря чревато выдавливанием конкрементов и рассеиванием их по брюшной полости. Их поиск и поштучный сбор резко удлиняет операцию и создает опасность оставления камней. Предварительное помещение пузыря в контейнер требует лишних 4-5 мин, но может дать экономию 30-60 мин, которые требуются на сбор рассеянных в брюшной полости конкрементов.
Примером удаления инфицированного органа — извлечение деструктивно измененного червеобразного отростка при лапароскопической аппендэктомии.
Необходимость извлечения в контейнере органа, содержащего злокачественные опухоли, объясняется профилактикой имплантационных метастазов в пункционном канале.
Из книги “Иллюстрированное руководство по эндоскопической хирургии – Емельянов” С.И.