тут:

Иммунопрофилактика краснухи - краснуха

Видео: вакцинация против кори,краснухи,паротита

Оглавление
Краснуха
Культивирование краснухи
Чувствительность экспериментальных животных
Антигенная структура
Лабораторная техника
Приобретенная краснуха
Выделение вируса и образование антител
Формирование коллективного иммунитета
Напряженность иммунитета и реинфекция
Врожденная краснуха
Исход беременности и частота развития аномалий
Персистирование вируса у детей с врожденной краснухой
Иммунитет при врожденной краснухе
О патогенезе врожденной краснухи
Иммунопрофилактика краснухи
Живые вакцины
Программы массовой вакцинации против краснухи за рубежом

Видео: Краснуха при беременности: влияние на плод, последствия, вакцинация

Глава IV
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА КРАСНУХИ
Поиски средств иммунопрофилактики краснухи начались сразу после установления ее тератогенного действия.

ГАММА-ГЛОБУЛИН

Первые попытки предупреждения заболевания и предотвращения ее тератогенного действия были связаны с использованием иммунного 7-глобулина. До сих пор идея пассивной иммунопрофилактики у беременных женщин, имевших контакт с краснухой, представляется весьма заманчивой.
Использование 7-глобулина для этих целей получило широкое распространение после работы Аусоск и Ingalls (1946), которым с помощью нормального сывороточного 7-глобулина удалось предотвратить клинически выраженное заболевание у 4 детей, имевших контакт с краснухой. Однако надежды, которые первоначально возлагались на 7-глобулин, в дальнейшем не оправдались. Очень быстро исследователи убедились в том, что только очень большие дозы 7-глобулина и то не всегда могут предотвратить инфекцию у матери и аномалии развития у детей. Позднее, после разработки лабораторных методов диагностики краснухи, было показано, что во многих случаях 7-глобулин, введенный сразу после контакта или даже до контакта с инфекцией, не предотвращал вирусемии и, следовательно, тератогенного действия краснухи (Schiff, 1969). По данным Службы общественного здравоохранения Англии, частота инфицирования среди 5449 беременных женщин, получивших Y-глобулин с высоким титром антител после контакта с краснухой, была практически такой же, как в контрольной группе, состоящей из 652 женщин, не получавших гамма-глобулина (Tan, 1972). Оказалось, что обычные дозы в лучшем случае уменьшают количество клинически выраженных форм за счет бессимптомных и стертых форм заболевания, а использование очень больших доз практически нереально.

Следует учитывать также тот факт, что самым частым источником заражения краснухой беременной является больной ребенок, который распространяет вирус задолго до первых клинических проявлений заболевания. Мать такого ребенка, получившая глобулин сразу после контакта с заболевшим, уже в течение недели подвергалась массивному инфицированию.
В настоящее время сведения об эффективности глобулина зависят от применяемой дозы, уровней нейтрализующих антител в отдельных образцах препарата, времени введения препарата после контакта с краснухой, частоты бессимптомного заболевания краснухой и т. д.
Обычно глобулин вводят внутримышечно в верхний квадрант ягодицы. Martin du Pan и др. (1972) рекомендуют внутривенное введение препарата как более эффективное. Авторы наблюдали предотвращение заболевания у 5 взрослых добровольцев, которым через 5 дней после интраназального заражения вирусом краснухи вводили в вену по 30—60 мл стандартного глобулина (титр антигемагглютининов 1 : 1000), растворенного в 200 мл физиологического раствора. Два добровольца, взятые в качестве контроля, заболели краснухой. У всех подопытных добровольцев антитела отсутствовали в течение 5 нед после заражения, что, по мнению авторов, может служить гарантией того, что инфицирования краснухой не произошло. У контрольных добровольцев определяли высокие уровни антител. Неэффективность внутримышечного введения 7-глобулина авторы объясняют тем, что препарат, введенный таким образом, длительное время остается в месте введения. По их данным, полученным с помощью радиоактивной метки, только 5—20% 7-глобулина циркулировало в плазме к 5-му дню после внутримышечного введения. С другой стороны, при внутривенном введении около 40% препарата поступает непосредственно в плазму.
Часто наблюдаемая отсрочка в появлении антител после естественного заражения под действием 7-глобулина может представлять определенную опасность, создавая иллюзию предотвращения инфицирования. Forrest и др. (1973) описали 2 случая рождения детей с врожденными уродствами. Матери этих детей с профилактической целью получали 7-глобулин. В первом случае 7-глобулин ввели через день после появления сыпи, когда у матери шла вторая неделя беременности. В сыворотке, взятой на 11-й и 25-й день, антител не было, что дало повод заключить об отсутствии инфекции. У родившегося ребенка обнаружили двустороннюю катаракту с микрофтальмом и персистирование вируса. После родов титр антигемагглютининов у матери составлял 1 :160. Во втором случае через 4 нед после контакта титр антител в сыворотке матери составлял 1 : 10, после родов — 1 : 160. У ребенка выявили выраженную двустороннюю глухоту. Авторы полагают, что 7-глобулин не является надежным профилактическим средством при краснухе и в случае его применения беременным женщинам контроль на наличие антител следует проводить не до 4-й недели, как рекомендуют в настоящее время, а гораздо дольше. Только при длительном отсутствии антител можно быть уверенным, что инфицирования действительно не произошло.
Приготовление гипериммунного 7-глобулина против краснухи — весьма трудоемкий процесс. Поэтому большинство авторов рекомендуют для профилактических целей использовать стандартный 7-глобулин, имеющий достаточно высокий уровень антител. В нашей лаборатории было исследовано несколько серий стандартного 7-глобулина на наличие антигемагглютининов (Э. Ф. Опочинский и др., 1972). Во всех исследованных образцах титры антител были очень высокими и колебались от 1831 до 2730 (обратное значение).
Таким образом, при возникновении ситуаций, когда по каким-либо причинам беременность не может быть прервана, возможно с профилактической целью пользоваться стандартным Y-глобулином. Следует помнить, однако, что после введения 7-глобулина необходимо проведение серологического контроля, так как отсутствие симптомов заболевания не говорит об отсутствии инфекции.

ИНАКТИВИРОВАННЫЕ ВАКЦИНЫ

Работы по созданию «убитых» вакцин против краснухи успеха не имели (Beck, 1969). Для инактивации вируса использовали эфир, (З-пропилактон и 7-лучи. Препараты вакцин либо содержали остаточный живой вирус, либо не обладали достаточной иммуногенностью.
В опытах на обезьянах после троекратного введения с адъювантом полностью инактивированной вакцины средние титры антигемагглютининов достигали только 128—132. После заражения иммунизированных животных вирулентным штаммом вируса титры антител возрастали во много раз, а у некоторых животных удавалось выделить вирус из носоглотки и крови. Титры антител, индуцированных инактивированной вакциной, через 5 мес падали в 4 раза и более.
Vaananen и Vaheri (1971) приготовили опытный образец инактивированной вакцины из вируса краснухи, очищенного центрифугированием в градиенте сахарозы и обработанного твином-80 и эфиром. Такая вакцина в опытах на морских свинках была нетоксична и стимулировала выраженный рост антигемагглютининов, напоминающий таковой у естественно инфицированного человека. Инактивированные вакцины, по-видимому, можно использовать для создания временного иммунитета, но для проведения широкой иммунизации населения они непригодны.
Трагические последствия эпидемии краснухи 1964— 1965 гг. стимулировали исследования в направлении создания живых вакцин против краснухи, подобных тем, которые так успешно были использованы в кампаниях по борьбе с полиомиелитом или корью.

Видео: Энциклопедия молодой мамы. Прививки от краснухи


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее