Иммунитет при врожденной краснухе - краснуха
В 1963 г. Plotkin и др. представили данные о наличии высокого уровня нейтрализующих антител у 24 детей с признаками врожденной краснухи в возрасте от 6 мес до 4 лет. В контрольной группе детей того же возраста количество иммунных составляло 5,6%. Эти данные были подтверждены и дополнены в последующих работах (Dudgeon, 1969).
Показано, что у детей с врожденной краснухой при рождении определяются высокие уровни нейтрализующих антител и антигемагглютининов (см. рис. 9). Уровни антител имеют тенденцию к небольшому снижению между 1-м и 5-м месяцем после рождения, а затем вновь возрастают и держатся на высоких цифрах. Было обнаружено, что у детей с синдромом врожденной краснухи при рождении в крови присутствуют три вида специфических иммуноглобулинов — IgG, IgM и IgA. IgG являются материнскими антителами, пассивно перешедшими к ребенку, и исчезают обычно к 6-му месяцу после рождения. Макроглобулины IgM и IgA не проходят через плаценту и вырабатываются плодом (начиная с 20-й недели беременности), а затем ребенком, являясь показателями текущего инфекционного процесса. Упоминаемое снижение уровней антител к 5-му месяцу жизни — следствие исчезновения материнских антител. Выработка ребенком IgM и IgA продолжается на всем протяжении хронической инфекции и прекращается с ее исчезновением. После прекращения инфекционного процесса IgM уступают место IgG. В среднем специфические IgM можно обнаружить в сыворотке ребенка до 6—12-го месяца жизни.
На практике диагностическими признаками врожденной краснухи являются: 1) наличие IgM в пупочной крови новорожденного- 2) наличие IgM в сыворотке детей в течение нескольких месяцев жизни- 3) наличие высокого уровня антител после 6 мес жизни (после исчезновения материнских антител).
В последнее время появились данные о том, что иммунитет, приобретенный в результате врожденной краснушной инфекции, менее стоек, чем иммунитет после приобретенной краснухи, и довольно быстро уменьшается с возрастом. Например, у половины детей с врожденной краснухой, наблюдаемых в больнице Джона Хопкинса в Балтиморе, было обнаружено значительное снижение титров антигемагглютининов к 4 годам жизни. У 7 детей титры снизились до 1 : 4, а у двух — ниже определяемого уровня. В среднем к 4 годам жизни титр антител составлял 1 : 64. Еще более показательны данные Cooper и др. (1971), которые в течение длительного времени наблюдали 223 женщины, перенесших краснуху во время беременности, и их детей, родившихся с симптомами врожденной краснухи. К концу 5-го года наблюдения у 27 детей не обнаруживали антигемагглютининов, в то время как у матерей определяли достаточно высокие титры антител. В другом наблюдении этих авторов из 270 детей с врожденной краснухой 50 (18,5) были серонегативными к 5 годам жизни. Интересно отметить, что при подкожном введении вакцины против краснухи 19 таким серонегативным детям у 17 не было отмечено сероконверсии. По мнению авторов, этот факт говорит о качественном отличии иммунитета при врожденной инфекции от постнатального иммунитета, обусловленном, по-видимому, формированием его в условиях незрелой иммунной системы плода.
Menser и др. (1969) полагают, что тенденция к снижению титров антител может в последующем привести к реинфекции, и приводят пример рождения ребенка с врожденной краснухой женщиной, которая сама родилась с синдромом врожденной краснухи в 1941 г.