Чувствительность экспериментальных животных - краснуха
Видео: ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКА СКРЕСТИТЬ С ОБЕЗЬЯНОЙ
Целью опытов по заражению вирусом краснухи различных животных является не только установление спектра чувствительных животных, оценка патогенности вируса или экспериментальное изучение патогенеза инфекции, но также поиск удобной модели для воспроизведения способности краснухи вызывать врожденные аномалии развития.
Оказалось, что многие виды диких и лабораторных животных способны поддерживать размножение вируса краснухи in vivo. Это прежде всего различные виды обезьян, а также многие мелкие дикие и лабораторные животные: хорьки, морские свинки, кролики, крысы, мыши и др.
В большинстве опытов на различных видах обезьян было показано, что они не только чувствительны к этой инфекции, но само течение ее весьма напоминало таковое у человека по таким показателям, как инкубационный период, продолжительность выделения вируса, вирусемия и время появления специфических антител (Horstmann, 1969- Patterson е. а., 1973). При этом инфекция развивается не только при парентеральном, но и при интраназальном заражении.
Инфекция, вызываемая вирусом краснухи у обезьян, протекает в инаппарантной форме. При этом отмечается умеренная лейкопения и относительный лимфоцитоз. Клинически выраженная инфекция с наличием сыпи была отмечена только у бабуинов (Kalter, Heberling, 1971). Некоторыми исследователями показана контактная передача вируса краснухи от зараженных животных здоровым.
У мелких диких и лабораторных животных инфекция протекает без какой-либо клинической симптоматики.
О наличии ее можно судить только по выделению вируса из дыхательных органов и формированию специфических антител. Размножение вируса в легочной ткани после интраназального заражения Oxford (1967) обнаружил у кроликов, хомячков, морских свинок, хорьков, новорожденных мышей и не наблюдал у цыплят, крыс и дикообразов. У большинства чувствительных животных выделение вируса из респираторного тракта продолжалось в среднем 2—3 нед. Исключение составляли хомячки, у которых часто возникала хроническая инфекция, иногда продолжавшаяся 20 нед и дольше. При этом происходило интенсивное размножение вируса в легких, из которых вирус выделялся в высоких титрах. В связи с этим Oxford (1971) предлагает использовать интраназальное заражение хомячков для изучения in vivo носительства вируса краснухи.
Fabiyi и др. (1967) описали хроническую инфекцию, вызываемую вирусом краснухи у хорьков. У взрослых животных выделение вируса прекращалось через 2— 3 нед после заражения, но при введении вируса сосункам период выделения вируса удлинялся до 6 нед и более. При заражении в мозг вирус можно было выделить из различных органов сосунков через 8—12 нед после заражения.
Carver и др. (1967) при заражении вирусом краснухи в мозг мышей-сосунков отмечали вирусоносительство в течение 45 дней.
Особое направление представляют исследования,посвященные изучению в эксперименте in vivo тератогенного действия вируса краснухи. В поисках экспериментальной модели врожденной краснухи были проведены исследования на обезьянах, хорьках, крысах и кроликах. При этом удавалось обнаружить трансплацентарную передачу вируса плоду и наблюдать аномалии развития, сходные с таковыми у человека. Более подробное описание этих опытов приводится в главе, посвященной врожденной краснухе.