Физиология среднего уха - хронический гнойный средний отит
Видео: Воспаление среднего уха, боли после перелома руки.
Основной физиологической функцией среднего уха является передача звуковых колебаний из внешней среды во внутреннее ухо, что осуществляется барабанной перепонкой и цепью слуховых косточек, т. е. звукопроводящим аппаратом.
В настоящее время механизм звукопроведения более или менее ясен, за исключением некоторых деталей, касающихся тонких движений в сочленениях слуховых косточек и барабанной перепонки, мембраны круглого окна.
Звуковая волна приводит в движение барабанную перепонку, которая колеблется неодинаково в разных участках.
Наибольшая амплитуда колебаний отмечается в области нижних ее квадрантов, наименьшая — в области шрапнеллевой мембраны- повреждение последней поэтому на слуховой функции отражается мало.
Одновременно с колебаниями барабанной перепонки происходит движение цепи слуховых косточек и столба воздуха в барабанной полости.
Движение рукоятки молоточка почти полностью повторяется движением наковальни, длинный отросток которой, сочленяющийся с головкой стремени, приводит в движение его подножную пластинку в овальном окне. Столб воздуха, будучи сдавлен движением барабанной перепонки внутрь, оказывает некоторое давление на круглое окно, которое рассматривается как стабилизатор давления во внутреннем ухе. Так как давление на овальное окно при целой барабанной перепонке превышает давление столба воздуха на круглое окно, то мембрана круглого окна в фазе вдавления стремени выпячивается в сторону барабанной полости.
Размах колебаний барабанной перепонки невелик и различен для низких и высоких звуков: под влиянием звуков низкой частоты колебания барабанной перепонки в ее самом подвижном участке (по Bekesy — в области нижних квадрантов) совершается в пределах около 0,5 мм, а под влиянием высоких частот — в пределах 0,005 мм.
При посредстве барабанной перепонки и цепи слуховых косточек колебания трансформируются, ибо площадь барабанной перепонки в 20—25 раз больше площади подножной пластинки стремени. Воздушные колебания большой амплитуды и относительно малой силы создают в лимфе колебания относительно малой амплитуды, но с большим давлением, так как энергия, падающая на стремя, концентрируется на значительно меньшей поверхности.
Благодаря рычажному механизму слуховых косточек сила, передаваемая на перилимфу, увеличивается еще в 1,3—2 раза.
Подножная пластинка стремени не производит поршнеобразных движений в овальном окне, а совершает движения, которые сравнивают с ударами подошвы ноги без отрыва пятки от пола (рис. 3).
Рис. 3. Схема движения барабанной перепонки и слуховых косточек.
Жирной чертой обозначено положение слуховых косточек в покое, тонкой чертой — их движение при давлении звуковой волны на барабанную перепонку, пунктирной линией — движение податливых мембран барабанной перепонки и круглого окна: пунктирной линией со стрелками движение ушной лимфы.
При очень сильных звуках происходит внезапная перемена направления оси движения подножной пластинки: стремя начинает производить вращательные движения вокруг длинной оси овального окна. Это явление обозначено как феномен опрокидывания. По-видимому, изменение положения оси движения стремени представляет защитную реакцию, так как перемещение лимфы кнутри происходит с меньшей интенсивностью, поскольку одна половина стремени движется кнутри, а другая—кнаружи.
Давление стремени передается на перелимфу внутреннего уха, которая может двигаться только благодаря податливости круглого окна. Последнее при усиленном давлении на овальное окно выпячивается в полость среднего уха, а при обратном движении стремени выгибается в полость улитки. Казалось бы, при тотальном дефекте барабанной перепонки и всех слуховых косточек давление воздушной волны должно быть одинаковым на оба окна, лимфа двигаться не будет и восприятие звуков через воздух станет невозможным. В действительности при таком состоянии среднего уха восприятие через воздух резко понижено, но полностью не отсутствует. Это объясняется расположением окон в разных плоскостях, из-за чего колебательные движения воздуха доставляются к обоим окнам не одновременно и не под одинаковым углом.
Уменьшение подвижности мембраны круглого окна всегда ухудшает слух, но если создаются условия, при которых на мембрану круглого окна непосредственно не падают звуковые волны, движение ушной лимфы становится возможным. Т. Н. Мильштейн в 1938 г. удалось доказать это положение в эксперименте на кошке, применив экранизацию круглого окна.
Г. М. Комарович в последнее время также изучала роль экранизации круглого окна. При помощи исследования биотоков улитки она подтвердила существующее предположение о том, что для максимального слухового восприятия необходима подвижность обоих окон при максимальной разнице в давлении на оба окна.
В настоящее время при тимпанопластике широко пользуются возможностью искусственным путем преградить доступ воздушной волны к круглому окну и тем улучшить восприятие звука через овальное окно. Создание такого препятствия для звуковой волны получило название «экранирования». При больших дефектах барабанной перепонки слух ухудшается не только вследствие ослабления движения слуховых косточек, но и в связи с уменьшением экранирующей поверхности барабанной перепонки.
При заболеваниях среднего уха, сопровождающихся перерывом в цепи слуховых косточек или неподвижностью стремени в овальном окне, возможна передача звука через круглое окно, но при этом движение лимфы будет совершаться в направлении от круглого окна. Всякое улучшение условий передачи воздушных колебаний на круглое окно в этих случаях ведет к улучшению звукопроведения к улитке. На этом основаны некоторые методы протезирования окна мазью или ватным шариком, смоченным в масле.
Изучая физиологию звукопроводящего аппарата среднего уха, нельзя не коснуться вопроса об участии механизмов среднего уха в передаче звуковых колебаний через кость. Основные положения по этому поводу, которые были сформулированы Bezold еще в конце прошлого столетия, изменились сравнительно мало. Он пришел к выводу, что передающиеся из воздуха на кости черепа звуковые волны не воспринимаются как звук. Только тогда, когда проникающие через кости черепа продольные колебания передаются на основание стремени и здесь трансформируются в поперечные, они могут восприниматься рецепторами внутреннего уха. Таким образом, следует считать, что слух в этих случаях возникает не при чисто костном проведении, а при костно-тимпанальном. Однако теперь достаточно хорошо выяснено, что передача звука к улитке при приставлении камертона к костям черепа может происходить и при полной неподвижности или отсутствии стремени. В этом случае звук распространяется по стенкам овального окна (рис. 4). Большое значение в регулировании звукопередачи имеет действие мышц среднего уха: m. stapedius и т. tensor tympani. Обе мышцы сокращаются рефлекторно в ответ на звуковое раздражение. Рефлекс поступает с улитки, и его интенсивность тем выше, чем больше раздражение улитки. При чрезмерных раздражениях улитки автоматически сокращаются мышцы среднего уха, осуществляя тем самым акт защиты внутреннего уха. Согласно этой так называемой защитной, теории сокращение обеих мышц приводит к уменьшению колебаний цепи слуховых косточек, благодаря чему уменьшается амплитуда колебаний лимфы.
Рис. 4. Схема звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.
Согласно другой, более современной теории мышцы среднего уха рассматриваются как механизм, регулирующий тонус барабанной перепонки и косточек, благодаря чему" весь звукопроводящий аппарат как бы приспосабливается для максимальной передачи звуковых волн разной интенсивности (аккомодационная теория).
Одна из самых последних работ, посвященных изучению роли мышц барабанной полости в механизме звукопроведения, принадлежит А. И. Васильевой и В. Г. Чалову, которые пришли к выводу, что m. stapedius выполняет роль глушителя, a m. tensor tympani при своем сокращении улучшает звукопроведение, видимо, вследствие напряжения барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. М. tensor tympani при звуках средней интенсивности выполняет роль усилителя, а при звуках большей силы — роль глушителя. Авторы подтверждают правильность аккомодационной теории.
Функция евстахиевой (слуховой) трубы в физиологии среднего уха играет существенную роль. Она сводится к поддержанию в среднем ухе воздушного давления, равного атмосферному. Слуховая труба открывается при акте глотания рефлекторного, и в открытии ее принимают участие мышцы мягкого неба, из которых основная п. tensor veli palatinae. Открыванию евстахиевой трубы способствует также анемизация ее устья. Иногда евстахиева труба зияет вследствие сильного похудения и связанного с этим исчезновения жировой клетчатки вокруг нее. Защитная функция евстахиевой трубы состоит в освобождении среднего уха от проникающей туда инфекции, что осуществляется цилиндрическим мерцательным эпителием. Непроходимость евстахиевой трубы при целой барабанной перепонке влечет за собой ряд изменений в среднем ухе: втяжение барабанной перепонки, ограничение ее подвижности, понижение слуха вследствие препятствий в звукопроводящей цепи, отек слизистой оболочки, появление серозно-кровянистой жидкости в барабанной полости и в клетках сосцевидного отростка.