Состояние монотонии - электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека
Общая характеристика состояния монотонии
Существует целый ряд профессий (сборщики на конвейере, операторы, в частности, авиадиспетчеры и т.д.), условия деятельности в которых могут быть оценены как &ldquo-монотонные&rdquo-, приводящие к развитию у человека специфического функционального состояния, которое называется &ldquo-монотонней&rdquo-. В Словаре физиологических терминов монотония определяется как &ldquo-особый вид функционального состояния человека, возникающего в процессе монотонной работы&rdquo- (1987, с. 225). Рядом авторов (D.Kahneman, 1973- Е.П.Ильин, 197.8, 1981- В.А.Алексеев 1986- T.Akerstedt, M.Gillberg, 1990) экспериментально показано, что при выполнении монотонной по своему характеру деятельности у человека возрастает количество ошибок, падает уровень внимания, нарушается мышечная координация, появляется скука, сонливость, раздражительность и чувство усталости, существенно снижается производительность труда, вплоть до временного его выключения из производственного процесса. Специфические условия монотонной деятельности (редкое появление сигналов, на которые необходимо реагировать, длительное ожидание события, которое должно произойти в неопределенный момент времени и т.д.) могут приводить к появлению галюцинаций, дремоте в дневное время, ощущениям деперсонализации и т.д. Определения, согласно которым состояние монотонии возникает у человека в процессе выполнения однообразной по своему характеру деятельности в неизменных условиях ее реализации, достаточно широко представлены в литературе (М.И.Виноградов, 1966- Н.Н.Василевский, 1976 и т.д.).
На основании анализа обширных литературных данных можно утверждать, что монотония формируется в результате действия совокупности факторов, которые условно разделяются на три основные группы (В.Г.Асеев, 1972- Ю.В.Мойкин, В.И.Тихоревский, 1978):
- социальные условия;
- факторы окружающей среды;
- собственно особенности выполняемой деятельности.
К социальным факторам прежде всего относится индивидуальный, относительно изолированный от коллектива характер деятельности. Из факторов окружающей среды развитию монотонии способствуют:
- недостаток освещенности рабочего места;
- бедная палитра производственного помещения;
- относительно высокая температура в помещении;
- наличие однообразного и ритмичного шума и т.д.
Третья группа факторов, и на наш взгляд самая существенная для формирования состояния монотонии, связана с особенностями деятельности, такими как (Ю.В.Мойкии, В.И.Тихоревский, 1978- К.М.Смирнов, 1980):
Видео: "Клиника доктора Минутко" - врач функциональной диагностики Иващенко Олег Иванович
- повторяющиеся операции;
- длительное выполнение однообразной работы;
- неизменная степень сложности деятельности;
- отсутствие возможности для проявления инициативы;
- ограничение общей подвижности и т.д.
Для формирования состояния монотонии, по мнению Е.П.Ильина (1978,1981), важен не только характер деятельности, но и однообразие впечатлений, которые формируются в результате такой деятельности. Именно однообразие впечатлений влияет на то, что человек начинает терять интерес к работе, снижается уровень мотивации, формируется состояние сниженного бодрствования.
Справочная литература дает достаточно полное описание параметров монотонной деятельности. Установлено, что монотонной можно считать деятельность с числом &ldquo-микроопераций&rdquo- от 2 до 19 и с числом элементов в операции - 2 (Практикум по инженерной психологии и психологии труда, 1983).
Благодаря исследованиям в области дифференциальной психофизиологии известно, что люди различаются по устойчивости к условиям монотонной деятельности, а формирование состояния монотонии в значительной степени определяется исходным состоянием человека, наличием или, напротив, отсутствием мотивационноинициативных предпосылок к деятельности и др. Экспериментально показано, что даже при длительном выполнении монотонной по своему характеру деятельности при высокой индивидуальной устойчивости к действию факторов монотонии человек может длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, в частности, при обнаружении околопорогового звукового сигнала на фоне шума-до 56 часов (С.А.Шапкин, А.Н.Гусев, 1991). В литературе имеются сведения о взаимосвязи выраженности некоторых личностных качеств, таких как воля, настойчивость и т.д., с успешностью поддержания высокой работоспособности в неоптимальных для человека условиях. Завершение работы, поступление новой (неожиданной) информации, как правило, приводят к повышению работоспособности и уровня бодрствования (В.И.Рождественская, 1980). В отдельных случаях (в частности, при высоком уровне мотивации) при этом возможно развитие устойчивых состояний сниженной активности, близких по характеристикам состоянию утомления (А.Г.Румянцева, 1993) или даже формирование патологических форм типа астенического невроза (Е.А.Броновицкая и др., 1982- Т.Е.Сазонова, 1982).
В настоящее время в зависимости от распределения нагрузок на сенсорные или моторную систему различают моторную и сенсорную монотонию, хотя и отмечается, что условия формирования и механизмы этих разновидностей состояния монотонии, по- видимому, очень близки или даже аналогичны (Е.П.Ильин и др., 1979). При изучении монотонии в лабораторных условиях, как правило, используются модели деятельности, связанные с обнаружением (отслеживанием, ожиданием) околопороговых или надпороговых зрительных и/или слуховых стимулов (И.Ф.Сараев, 1979).
Исследования работоспособности и общего уровня активности показали, что монотония характеризуется волнообразной динамикой с выраженной тенденцией к снижению работоспособности и развитию состояния сниженного бодрствования (В.И.Рождественская, 1975). Крайними точками диапазона работоспособности являются &ldquo-оптимальная работоспособность&rdquo- и &ldquo-умственный (сенсорный, моторный и т.д.) блок&rdquo-. Предполагается, что колебательный характер работоспособности в условиях монотонной деятельности является отражением развития &ldquo-конфликтной&rdquo- ситуации, заключающейся в необходимости поддержания работоспособности в условиях развития состояния сниженного бодрствования (Б.П.Шестков и др., 1985).
Требование поддержания высокого уровня работоспособности в условиях монотонной деятельности приводит к необходимости поиска оптимальных стратегий, связанных с напряжением волевых механизмов регуляции состояния. С.В.Егоров с соавторами (1986) считают, что механизмы, обеспечивающие деятельность, связаны с произвольной и непроизвольной &ldquo-актуализацией речемыслительной сферы&rdquo-, включающей обдумывание вопросов, связанных с работой, экспериментом, бытом и т.д. Исследования Л.Г.Дикой (1985) показали, что длительная работа человека обеспечивается сочетанием бессознательных и сознательных механизмов, связанных с волевыми способами мобилизации, аутогенными техниками и т.д.
По данным Е.П.Ильина (1978), при длительном выполнении умственной деятельности наблюдается повышение двигательной активности, которое отражает функционирование приспособительного механизма, регулирующего степень активации коры больших полушарий. Согласно концепции А.О.Навакатикяна с соавторами (1987), эти механизмы реализуются в рамках &ldquo-стабилизирующей адаптации&rdquo- человека к производственным условиям. На этой стадии организм &ldquo-пытается&rdquo- уменьшить роль неоптимальных, гипногенных по своему характеру внешних условий за счет формирования &ldquo-автономных&rdquo- режимов функционирования. Дальнейшее пребывание в монотонных условиях приводит к перегрузке регуляторных механизмов, что влечет за собой негативные изменения вегетативных параметров жизнедеятельности организма: снижение частоты пульса, рост кожного сопротивления й т.д. (В.И.Рождественская, 1980). На уровне поведения (работоспособности) можно наблюдать формирование специфических явлений так называемых &ldquo-умственных блоков&rdquo-, стадий &ldquo-парциального сна&rdquo- или временного выключения сознания (Е.П. Свиридов, 1979- T.Kakizaki, 1984- В.А. Алексеев, 1986,).
Видео: "Психическое здоровье" - психиатр и психотерапевт Токарев Александр Сергеевич
В качестве особой формы субъективного переживания монотонии выделяют чувство психического пресыщения. Последнее характеризуется преобладанием возбуждения и сопровождается раздражительностью, чувством усталости, головной болью, чувством онемения в шейно-плечевой области, болью в области поясницы и т.д. (Н.П.Фетискин и др., 1974,-Н. А. Аминов, 1978, 1980). Крайние формы пресыщения связаны с появлением желания прекратить деятельность и полным отказом от нее (Г.Я.Кудрина, 1972- В.Г.Асеев, 1974). Однако Е.П.Ильин с соавторами (1979, 1981) противопоставляют состояния монотонии и психического пресыщения, поскольку в отличие от монотонии для пресыщения характерно улучшение скоростных показателей сложной сенсомоторной реакции и снижение показателя &ldquo-центральной задержки&rdquo-.
По характеру субъективных ощущений, которые испытывают операторы в условиях развивающейся монотонии, выделяют три фазы в ее формировании: апатия (безразличие к работе), скука (работа надоела!), сонливость (&ldquo-провалы&rdquo- в выполнении работы) (Е.П.Ильин, 1981- Т.Е.Сазонова, 1982). Показано, что при развитии монотонии имеет место постепенное увеличение времени сложной сен- сомоторой реакции (на 1014%) и укорочение времени простой (14 -16%), растут сенсорные пороги. При развитии состояния пресыщения время реагирования и в сложном и в простом выборе удлиняется (соответственно, на 7,5% и 8,5%), при той же тенденции к росту порогов (Г.М.Гамбашидзе, Е.Г. Ямпольская, 1976- Т.К.Кашкин, 1978- Ю.В.Мойкин, В.И.Тхоревский и др., 1978- Н.П.Фетискин, 1978).