Электрическая активность мозга транссексуалов - электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека
ВВЕДЕНИЕ
Изложенный выше материал далеко не исчерпывает всех проблем, решение которых сопряжено с использованием метода ЭЭГ. Их круг значительно шире, даже если не выходить за рамки так называемой нормальной физиологии и психофизиологии. Оставив за рамками рассмотрения все вопросы, касающиеся взаимосвязи механизмов мозга с регуляцией вегетативных процессов, измененных состояний сознания (например, гиптонических состояний) и многое другое, проиллюстрируем возможности метода на примере достаточно актуальной, но мало знакомой широкому читателю проблемы транссексуализма или трансвестизма.
В последние годы эта проблема привлекает широкое внимание научной общественности, интенсивно разрабатываются ее правовые и иные аспекты. Значительный интерес она представляет и в аспектах, рассматриваемых в рамках настоящей монографии. Ранее нами неоднократно указывалось на наличие как морфофункциональных различий мужского и женского мозга, так и различий в характере пространственно-временной организации его биоэлектрической активности. Поскольку значительная часть характеристик ЭЭГ человека генетически обусловлена, сугубо индивидуальна и отражает интимные механизмы функционирования мозга, одним из принципиальных вопросов является вопрос об их взаимосвязи с половыми различиями, которые, как это хорошо известно, имеют место не только на морфологическом уровне, но и физиологическом, психофизиологическом и социально-психологическом. Каковы механизмы этих различий, насколько устойчиво они проявляются у индивида в разные периоды его жизнедеятельности? Эти и многие другие вопросы могут быть значительно лучше поняты нами при анализе тех &ldquo-экспериментов&rdquo-, которые сплошь и рядом ставит сама природа. Один из таких чрезвычайно интересных феноменов - это феномен транссексуализма, который мы и рассмотрим ниже в связи с использованием метода ЭЭГ.
ОТРАЖЕНИЕ В ЭЭГ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ. ТРАНССЕКСУАЛИЗМ.
Факты, подтверждающие взаимосвязь между психологической феминностью - маскулинностью и таким электрофизиологическим феноменом, как ЭЭГ, приводятся в целом ряде исследований. W. Friede и F. Vogel (1979), например, установили существование половых различий в ЭЭГ, показав, что у женщин более высокая амплитуда и более представлены бета-волны, а также меньше альфа- и тета- волн, чем у мужчин. Эти факты, по мнению авторов, могут свидетельствовать о более высоком уровне активации женского мозга как нейрофизиологической основы психологической феминности. О динамическом аспекте половых различий в ЭЭГ сообщил Н. Epstein (1980), которым показано, что до периода полового созревания женский мозг опережает в развитии мужской, а приблизительно к пятнадцати годам это соотношение меняется на обратное.
Электроэнцефалографические и нейропсихологические исследования функциональной организации и латерализации высших психических функций у детей позволили Т.П. Хризман и С.Ф. Шаврину (1992) выдвинуть гипотезу о ведущей роли в механизмах полоролевого поведения высших интегративных ассоциативных систем, имеющих у мальчиков и девочек разную морфофункциональную организацию и типы развития.
Сведения об особенностях ЭЭГ транссексуалов (иногда в литературе называемых &ldquo-больные транссексуализмом&rdquo-) немногочисленны, в связи с чем сегодня представляется возможным сколько-нибудь строго говорить лишь о некоторых тенденциях. Часть исследователей связывает инверсию половой идентичности с эпилептической активностью, обнаруживаемой на ЭЭГ транссексуалов (D. Blumer,1969- J. Walinder, 1965). Так, J. Walinder (1965) описывает случай исчезновения транссексуальной симптоматики после приема антиконвульсантов, но возвращение ее после прекращения лечения. В другой части исследований отмечается наличие определенных отклонений у транссексуалов в активности темпоральных областей (J. Hoenig, 1970- R. Hunter,1963- Н. Lansdell, 1964). Н. Lansdell (1964) описывает результаты правосторонней темпоральной эктомии у эпилептиков: агрессивность снижалась у мужчин, но не изменялась у женщин. Т. Grasser, М. Keidel и G. Kockott (1989) у 7 из 33 обследованных транссексуалов отмечали темпора-париетальную абнормальность.
Результаты, полученные в такого рода исследованиях разными авторами, обобщены нами в ТАБЛИЦЕ 24.
Анализ результатов, приведенных в таблице, показывает, что большинство исследователей отмечает наличие отклонений разной степени выраженности в ЭЭГ транссексуалов. При этом интересен тот факт, что обследуемые не отличались по ЭЭГ в зависимости от своего биологического пола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Детальные психофизиологические исследования 24 транссексуалов с использованием метода ЭЭГ были выполнены нами. Регистрация ЭЭГ осуществлялась с помощью цифрового элекгроэнцефалографа &ldquo-Planet - 200 &ldquo- в изолирующей камере. Активные электроды размещались в точках Fpl, Fp2, F7, F8, F3, F4, Т3, Т4, Т5, Т6, С3, С4, РЗ, Р4,01 и 02 по системе &ldquo-10x20&rdquo- монополярно относительно объединенных ушных электродов. Анализировалась фоновая ЭЭГ, а также регистрируемая в функциональных пробах на открывание и закрывание глаз и гипервентиляцию. Спектральный анализ электрограмм проводился на ПЭВМ IBM PC АТ в частотном диапазоне 0,5 - 32 Гц с использованием компьютерной программы &ldquo-Brainsys&rdquo-. Эпоха анализа составляла 1024 мс.
Результаты ЭЭГ исследований больных транссексуализмом
Авторы | Всего случаев | ЭЭГ -абнормальность дефинитивная пограничная | |
J. Walinder, 1967 | 42 | 20% | 21% |
D. Blumer, 1969 | 15 | 13% | 20% |
J. Randell, 1970 | 50 | — | — |
G. Koskott, 1976 | 28 | 32% | — |
J. Hoenig, 1979 | 46 | 48% | 24% |
Визуальный анализ электрограмм проводился в соответствии с системой, предложенной Е.А.Жирмунской и В.С.Лосевым (1984). Оценивалось не только наличие или отсутствие грубых нарушений, свидетельствующих о наличии очаговых органических поражений мозга, но также общий характер пространственно-временной организации ЭЭГ как отражение его функционального состояния. Как уже. отмечалось нами выше, всего по классификации, предложенной Е.А.Жирмунской, следует выделять пять типов ЭЭГ, а именно:
Тип I - организованный-
Тип 2 - гиперсинхронный (моноритмичный)-
Тип 3 - десинхронный-
Тип IV - дезорганизованный с преобладанием а-активности-
Тип V - дезорганизованный с преобладанием тета- и/или дельта-активности (грубо нарушенный).
Указанные пять типов, в свою очередь, разделяются на группы. В пределах одной группы все ЭЭГ практически неразличимы. Автор предлагает следующее условное подразделение паттернов ЭЭГ.
- Группы 1 и близкая к ней 2. ЭЭГ указывает на отсутствие нарушений в самой коре мозга и нормальное состояние стволово-корковых взаимоотношений.
- Группы 14-17 свидетельствуют о меньшей или большей степени грубого структурного поражения на уровне воры.
- Группы ЭЭГ 5, 6,8 демонстрируют ослабление или усиление активирующих влияний на сохранную кору со стороны неспецифических систем лимбикоретикулярного комплекса.
- Во всех остальных случаях речь может идти как о наличии микроструктурных нарушений в самой коре, так и о нарушении регулирующих влияний на кору со стороны неспецифических систем. Соотношения между двумя этими факторами могут быть различными.
Визуальный анализ электрограмм не выявил сколь-нибудь существенных половых различий между транссексуалами мужчинами и женщинами. Отсутствие половых различий в ЭЭГ больных транссексуализмом отмечалось и в ряде других исследований, в частности, G.Kockott (1976), J.Hoenig(1979). В соответствии с избранной классификацией, на первом этапе анализа нами были оценены основные параметры ЭЭГ:
- выбрана главная, т.е. наиболее выраженная компонента;
- оценена ее амплитуда;
- охарактеризована альфа-активность;
- оценена выраженность зональных различий;
- оценен вклад бета-активности низкой частоты;
- оценен вклад тета- и дельта-активности.
Результаты оценки перечисленных параметров представлены наРИСУНКАХ 62 - 65. Наиболее выраженной компонентой ЭЭГ в 87% случаев была альфа-активность. Бета- активность доминировала только в 7,6% случаев, смесь разных компонентов зарегистрирована в 15,2% (РИСУНОК 62). Амплитуда альфа-активности колебалась в пределах средних и высоких величин, достигая 40 - 80 мкв (РИСУНОК 63).
В большинстве случаев (77%) уровень дезорганизации альфа-активности был высоким, что соответствует кодам 5-6-7 (РИСУНОК 64). При этом регулярная по частоте, четко модулированная по амплитуде (код 3) или без выраженной модуляции (код 4) альфа-активность не была зарегистрирована ни на одной из проанализированных электрограмм. Малочисленные группы альфа-волн (код 2) выявлены в 29,4% случаев. Полностью отсутствовали альфа-колебания у одного транссексуала.
Сколь-нибудь выраженные зональные различия ЭЭГ-характеристик (код 3) отсутствовали у 70,2% обследованных. Резкое извращение зональных различий характеристик альфа-активности (код 4, РИСУНОК 65) зарегистрировано только у одного транссексуала. Полное отсутствие зональных различий также имело лишь в одном случае. В остальных случаях зональные различия характеристик альфа-активности были отчетливо выражены.
В соответствии с избранной классификацией необходимо определение еще двух параметров: вклада низкочастотной бета-активности (14 - 25 гц) и тета- и дельтаактивности. Визуальный анализ электрограмм свидетельствует об отсутствии резкого повышения вклада этих ритмов в общую картину ЭЭГ у всех обследованных.
Таким образом, на основании полученных результатов можно сформулировать следующие выводы об особенностях ЭЭГ транссексуалов:
- в электрограммах неокортекса отсутствует сколь-нибудь выраженное превышение нормы низкочастотной бета-активности на фоне доминирования альфа- или полиморфной активности;
- не отмечается резкого повышения тета- и дельта-активности, которая выражена в пределах нормы.
Рисунок 62. Распределение по главной компоненте.
Рисунок 63.
Распределение по амплитуде главной компоненты (мкв).
Рисунок 64. Характеристика альфа- активности.
Рисунок 65.
Зональные различия альфа-активности
Доминирующий тип ЭЭГ больных транссексуализмом может быть определен следующим образом. В состоянии покоя с закрытыми глазами это - доминирование альфа-активности (1 параметр, код 2)- с амплитудой до 40 - 45 мкв (2 параметр, код 3)- заметно дезорганизованной (3 параметр, код 6)- со сглаженными или извращенными зональными различиями (4 параметр, код 3).
Таким образом, основная выборка транссексуалов имеет IV тип ЭЭГ, для которого характерна выраженная дезорганизация альфа-активности. При этом 11, 13, и 14 группы этого типа встречаются наиболее часто. Нарушение регионарного распределения альфа- активности выражалось в четкой тенденции к регистрации ее в височных (Т5 и Тб) и лобно-центральных (F3, F4, СЗ, С4) областях. При этом паттерн альфа-колебаний в 75% случаев был представлен пароксизмальными вспышками в сочетании с медленными частотами (РИСУНОК 66).
Рисунок 66.
Образец записи ЭЭГ транссексуала с пароксизмальными вспышками альфа-волн на фоне медленной активности.
Выраженность пароксизмальных форм активности после гипервентиляции возрастала. Последнее указывает на усиление синхронизирующего влияния таламических структур в сочетании с дисфункцией верхне-стволовых отделов мозга. Обращает на себя внимание тот факт, что амплитудный максимум гиперсинхронного альфа-ритма обнаруживался в электрограммах теменных отведений (РИСУНОК 67, выявивших темпора-париетальную абнормальность.
Рисунок 67.
Образец записи ЭЭГ транссексуала с максимумом амплитуды альфа-волн в электрограммах теменных областей.
С целью детализации обнаруженных сдвигов нами использовался спектральный анализ электрограмм. Оценка показателей ЭЭГ транссексуалов проводилась в сравнении с контрольной группой, представленной 40 пациентами того же возраста и пола без грубой соматической и церебральной патологии.
Максимум спектральной плотности во всей анализируемой нами полосе частот (1 - 32 Гц) у транссексуалов отмечался в электрограммах теменных отведений, а в контрольной группе - в затылочных. Оценка вклада альфа-активности в суммарную спектральную мощность у транссексуалов показала, что он наиболее существенен в электрограммах теменной зоны правого полушария. Содержание бета-активности в них минимально. У обследуемых контрольной группы максимальный вклад альфа- колебаний имел место в электрограммах затылочных отведений.