Лазероиридорефлексотерапия на моделях кожных ран и асцитного рака эрлиха - комплементарная медицина
При непосредственном механическом раневом повреждении кожи и подкожной клетчатки нарушается целостность рыхлой соединительной ткани, которая принимает активное участие в заживлении раны. Среди клеток рыхлой соединительной ткани различают малодифференцированные клетки (веретеновидные, в том числе адвентициальные, ретикулярные), фибробласты разных степеней зрелости, гистиоциты, макрофаги, тучные, плазматические, жировые клетки сосудов (эндотелиальные, гладкомышечные, перициты). Чрезвычайное разнообразие клеточных элементов, лабильность клеточного состава и соотношения разных видов клеток в зависимости от физиологических и патологических состояний организма, различное происхождение клеток (местные и мигрирующие из крови и лимфы) делают рыхлую соединительную ткань трудным объектом для изучения гистогенеза составляющих ее клеток. Наиболее изученным в настоящее время является происхождение макрофагов и плазматических клеток (В-лимфоциты). Доказано, что эти клетки поступают в рыхлую соединительную ткань из стволовых кроветворных клеток, а Т-лимфоциты обогащаются в тимусе. Основная клеточная форма рыхлой соединительной ткани — фибробласты — они могут образовываться за счет ретикулярных клеток, клеток эндотелия, сосудов, гистиоцитов, лимфоцитов, адвентициальных клеток путем размножения малодифференцированных форм фибробластов.
С разработкой метода авторадиографии появились новые данные о гистогенезе фибробластов при раневом повреждении биологических тканей. Они происходят из клеток, находящихся в непосредственной близости от мелких сосудов — из адвентициальных клеток. На моделях кожных ран продемонстрировано, что сперва в рану попадают и мигрируют кровяные клетки, затем начинают размножаться фибробласты, образуя соединительнотканный рубец.
О природе происхождения фибробластов в ране до сих пор ведутся научные споры- исследования с применением авторадиографии дали противоречивые сведения о происхождении делящихся фибробластов в очаге поражения. Многие авторы рассматривают фибробласты ран как особый вид макрофагов, как стволовые клетки лимфатических узлов и лимфоидных органов, как потомков стволовой кроветворной клетки костномозговой природы, как предшественников механоцитов из селезенки, тимуса и лимфоузлов, как потомков долгоживущих фибробластов, мигрирующих в рану из костного мозга.
Критерии процесса заживления кожных ран следующие: гнойное отделение становится скудным, раневая поверхность полностью очищается от некротических масс и заполняется нежными ярко- красными грануляциями, отчетливо выявляются начало краевой эпителизации, полное затягивание раны и образование коллагенового рубца.
Из изложенного выше ясно, что иридолазеростимуляцию при раневом повреждении кожи необходимо проводить путем стимуляции рефлекторных зон кожи, селезенки, тимуса, костного мозга.
Кролям линии шиншилла в области кожи спины моделировали кожные раны длиной 3 см в стерильных условиях. Наблюдали процесс регенерации и отмечали окончательный срок рубцевания раны (опытная группа — 10 кролей, прошедших курс иридолазеропунктуры, контроль — 10 кролей без воздействия лазером). Животных опытной группы направленно облучали лучом низкоинтенсивного гелий-неонового лазера с плотностью мощности пучка мВт/см2, экспозиция 15 с на каждую зону радужной оболочки. Диаметр лазерного пучка — 0,1 мм.
В результате проведенных исследований и статистической обработки полученного материала можно сделать следующие выводы: иридолазеропунктура радужной оболочки кролей стимулирует процесс заживления экспериментальных кожных ран на ранних стадиях после нанесения пореза (на 1 — 8-е сутки). В эти сроки средний размер кожных ран у животных, стимулированных лазером, был меньше на 25,3 %, чем в контроле. Наблюдались также процесс активации стягивания края раны и уменьшение воспалительного процесса при грануляции, ускоренные закрытия раны. При более поздних сроках (8 — 25-е сутки) процесс заживления приближается к контролю. Окончательное рубцевание кожных ран и образование соединительнотканного рубца как в контроле, так и в опытной группе животных протекали примерно идентично. Таким образом, в данном случае при воздействии красного света лазера на БАТ радужной оболочки наблюдалась кратковременная активация иммунной системы кролей, что ведет к стимуляции процесса пролиферации тканей.
Для дальнейшего изучения иммуностимулирующего действия лазерного излучения нами использована модель перевивного асцитного рака Эрлиха. С этой целью мышам линии С57В1 с черным ирисом внутрибрюшинно вводили опухолевые клетки в различных дозах. Лазероиридопунктуру проводили при различной мощности лазерного пучка: 15- 30- 100 мВт/см2. Радужную оболочку сканировали в течение 10 с. Животным 1-й группы (30 мышей) проводили 15 сеансов ежедневно до перевивки опухоли, 2-й — 5 сеансов до перевивки асцита и 10 сразу же после нее, 3-я группа животных получала по 15 сеансов лазероиридорефлексотерапии после перевивки асцита. Кроме того, эти три схемы прорабатывали для разных доз клеток асцитного рака Эрлиха, а именно: 10б, 9х105, 8х105, 7х105, 6х105, 5х105, 4x10 , 3х10+5, 2x10 , 105 опухолевых клеток в 0,5 мл физиологического раствора на мышь внутрибрюшинно. Уменьшение количества живых опухолевых клеток во внугрибрюшинном инокуляте опухоли приводило к увеличению продолжительности жизни животных и к выяснению той минимальной дозы опухолевых клеток, при которой проявляется эффект лазерной иридотерапии. Установлено, что сеансы иридотерапии способствовали увеличению продолжительности жизни животных, получивших опухолевые клетки в дозе не более 3х105 и мощности лазерного пучка не менее 100 мВт/см2.