О возможной альтернативной интерпретации эффекта коттона - комплементарная медицина
Приложение 4
О возможной альтернативной интерпретации эффекта Коттона
Традиционная интерпретация молекулярного оптического вращения основана на правилах отбора вторичного излучения по симметрии. Для каждой отдельной молекулы в растворе симметрия вторичного излучения существенно зависит от структурной симметрии молекулы. Среди хаотически расположенных молекул входящий в раствор поляризованный луч света отбирает лишь те, которые в силу своей пространственной ориентации на данный момент и в соответствии с правилами отбора способны поглотить фотоны, поляризованные данным конкретным образом. Далее, снова в соответствии с правилами отбора, вторичное излучение таких молекул оказывается также поляризованным, но плоскость его поляризации не совпадает с таковой входящего луча.
Основной недостаток такой интерпретации, на наш взгляд, состоит в том, что сама по себе жидкость как макроскопический объект принимается бесструктурной. Элемент структурной упорядоченности в нее вносит лишь входящий поляризованный луч. В результате эффект индукции оптической активности чистого растворителя растворенным в нем оптически активным веществом оказывается довольно трудно интерпретируемым. А уж о самоиндукции оптической активности чистого растворителя даже и мысль возникнуть не может.
Материал настоящей главы дает основание полагать, что в традиционной интерпретации не хватает именно представления о кооперативной структурной взаимосвязи всех без исключения молекул в растворителе или растворе. Выход из положения предлагает описанная выше модель вещества с внутренним спиновым МП на односторонней поверхности. Как неоднократно указывалось выше в соответствии с данными химической топологии, уже сам факт наличия оптической активности вещества однозначно свидетельствует о существовании в нем структур типа односторонней поверхности.
Более детальную информацию о полях на такой поверхности дает эффект Коттона. Так, очевидно, что в модели с внутренним полем амплитуду пиков аномальной дисперсии оптического вращения следует рассматривать как функцию величины индукции внутреннего поля, знак же эффекта Коттона — как показатель направления поворота, переводящего двустороннюю поверхность графа связей в одностороннюю. Аддитивность угла оптического вращения при изменении длины оптического пути оказывается следствием аддитивности МП спинов на односторонней поверхности. Поэтому не удивительно, что на деле такая угловая аддитивность существует лишь в идеальном представлении, как, например, материальная точка или строго инерциальное движение. Внесение каких бы то ни было нелинейных поправок .— а это неизбежно в реальных МП — приводит к накоплению неустойчивостей взаимной ориентации спиновых магнитных моментов и, далее, к переходу односторонней поверхности графа связей в новое метастабильное состояние с измененным числом поворотов.
Отсюда, в свою очередь, неизбежно проистекает явление самоиндукции оптической активности растворителя или раствора. При этом существенно, что второе из этих явлений выступает не как самостоятельный феномен, но как частный случай первого. Наконец, в описываемой модели всякая оптическая активность оказывается прямым следствием магнитооптического эффекта Фарадея.