Биологическая симметрия - комплементарная медицина
Видео: Биология. Генетика: Взаимодействие неаллельных генов. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Видео: Стареть не надо! Здоровье под контролем
З.6. БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИММЕТРИЯ: ОТ АТОМНОГО ЯДРА ДО ПОВЕДЕНИЯ
Общеизвестно, что живая материя на всех уровнях ее организации — от молекулярного до биосферного — характеризуется определенными качественными типами и количественными уровнями симметрии и асимметрии. Это, повторим еще раз, имманентное свойство всей материи вообще и, в частности, живой природы. Вполне понятно поэтому, что изменение количественных и качественных показателей симметрии должно играть фундаментальную роль во всех биологических процессах. С одной стороны, любое патологическое состояние организма неизбежно должно иметь в своей основе изменение тех или иных показателей симметрии биосубстрата, а с другой — вторично проявляться в изменениях подобного рода.
Знание конкретных нарушений симметрии биосубстратов при конкретных нозологических формах заболеваний и биофизических механизмов возникновения таких нарушений, несомненно, поставило бы как диагностику, так и терапию на качественно новый уровень. Однако такое знание на сегодняшний день почти отсутствует. Практически единственной отраслью медицины, где обращается серьезное внимание на коррекцию показателей симметрии организма, является рефлексотерапия. Но и здесь не существует удовлетворительно разработанных представлений о биофизических механизмах возникновения и коррекции таких нарушений. Существующие теоретические и экспериментальные работы по вопросам биологической симметрии затрагивают, как правило, лишь один из уровней организации живой материи (молекулярный, органносистемный или организменный) и лишь один из подходов к исследованию (обычно квантово-химический, электрофизиологический или поведенческий). Однако едва ли можно сомневаться, что удовлетворительное решение проблемы биосимметрии не может быть достигнуто методом проб и ошибок на отдельных иерархических уровнях. Эту задачу можно надеяться решить лишь путем разработки и экспериментальной проверки целостных гипотез, позволяющих построить сквозное описание симметрийной организации биосистем на всех уровнях их иерархии в связи с наиболее фундаментальными принципами строения материи.
Представляется целесообразным прежде всего обратить внимание на правила отбора по симметрии, известные в квантовой механике и квантовой электродинамике. Известно, в частности, что в ферментативных реакциях происходит отбор одноименных молекул по изотопному составу. В результате биосубстраты оказываются резко обогащенными (по сравнению с неорганической природой) каким-либо одним (обычно наиболее легким) изотопом каждого элемента. Описывая эффекты такого рода, большинство авторов [100, 257] не идут дальше очевидных утверждений, что биологическая селекция изотопов обусловлена большей подвижностью молекул, содержащих легкие изотопы. Следовательно, биофизический смысл такой селекции они сводят к повышению (за счет большей подвижности) химической активности метаболитов. Однако такой подход слишком примитивен. Он совершенно не учитывает эффектов квантовой электродинамики, благодаря которым различные изотопы одного и того же элемента, обладая почти идентичными химическими свойствами, могут, тем не менее, играть принципиально различные роли в детерминации физиологического состояния клетки и организма. В самом деле, добавление к ядру или изъятие из ядра одного нуклона означает изменение спина ядра на 1/2, что ведет к изменению его пространственной четности. Это, в свою очередь, означает, что, согласно правилам отбора по симметрии, разрешенные излучательные переходы ядра исходного изотопа оказываются запрещенными для изотопа-заместителя, и наоборот. Таким образом, при изотопном замещении могут принципиально измениться симметрийные характеристики биосистемы и соответственно структура ее ЭМП. Последствия этого должны быть весьма значительными.
Во-первых, разрешение прежде запрещенных и запрещение прежде разрешенных излучательных переходов означает сдвиг спектральной плотности фона ЭМП организма и соответственно сдвиг максимумов и минимумов спектральной плотности по кривым дисперсии оптического вращения биомолекул. Это неизбежно приведет к изменению энергетического баланса оптически активных структур, в том числе энантиоморфных компонент водного фрактала. В результате изменятся кинетические параметры реакций стерео- химической селекции и рацемизации оптически активных мономеров и далее произойдут конформационные перестройки биополимерных молекул.
Во-вторых, все описанные выше сдвиги неминуемо выдвинут нетривиальные требования к скорости и алгоритмам обработки интероцептинной информации. Однако любые требования в этой области могут быть удовлетворены лишь за счет изменения характеристик асимметрии межполушарных взаимодействий головного мозга и вообще интерлатеральных взаимодействий в нейроэндокринных механизмах регуляции. Последнее, в свою очередь, означает сдвиги по всему комплексу показателей, связанных с нервной деятельностью, — от регуляции трофики тканей до паттернов поведения.
Поэтому можно с высокой степенью уверенности утверждать, что модификация изотопного обмена приводит к глубоким перестройкам симметричных характеристик организма. И обратно, перестройки симметрийных характеристик, возникшие по любым причинам, должны вести к соответствующим модификациям изотопного и вместе с тем энергетического обмена.
Из изложенного выше можно сделать следующий вывод: повидимому, существует сквозная детерминация симметрийных показателей организма на всех уровнях его организации. Она представляет собой частный случай симметрийной детерминации в космологических масштабах, ее специализированный вариант.
В дальнейшем изложении из-за ограниченности фактического материала нам не удастся рассмотреть с позиций симметрии все уровни организации живой материи. Основное внимание будет уделено:
а) асимметрии пространственного поведения и асимметрии опухолевых поражений парных органов в связи с экологическими факторами-
б) симметрии и асимметрии структуры воды как универсальной среды биохимических реакций-
в) отображению в структуре воды симметрийных преобразований, имеющих, по всей видимости, место при опухолевой болезни.
И все же мы надеемся, что представленный материал окажется достаточным, чтобы убедиться в необходимости поиска не только специфических для каждого уровня, но и сквозных для всей биологической иерархии (или ее части) механизмов детерминации симметрии и асимметрии. Таких механизмов, несомненно, несколько, и нам вряд ли удастся хотя бы контурно очертить их все.