Клиника - первичная артериальная гипертензия у детей и подростков
Повышение артериального давления у детей и подростков может быть кратковременным, преходящим или носить более стойкий характер с тенденцией к стабилизации его у отдельных больных. Нередко в период полового созревания у детей отмечаются разнообразные реакции со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, требующие дифференциальной диагностики функциональных нарушений и изменений, обусловленных гипертонической болезнью.
Вопрос о повышении артериального давления у детей и подростков, как проявлении патологических состояний, мало изучен. В последние годы увеличилось число работ, посвященных первичной гипертензии у детей и подростков. Изучением вторичных (симптоматических) гипертензий педиатры занимаются мало.
В отечественной литературе за последние два десятилетия наряду с широко применявшимся ранее термином гипертония стал использоваться термин гипертензия. С целью уточнения и закрепления каждого из них в ноябре
В результате обсуждения были приняты следующие рекомендации:
1) применять терминологический элемент «...тония» (гипертония, гипотония) для характеристики тонуса гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры- 2) использовать терминологический элемент *..тензия* для характеристики величины давления жидкостей, содержащихся в кровеносных и лимфатических сосудах, а также в некоторых полостях тела (кровь, лимфа, спинномозговая жидкость и т. п.- 3) сохранить для обозначения соответствующей нозологической формы традиционное название «гипертоническая болезнь», признав допустимым применение в медицинской литературе в качестве его эквивалентов терминов «эссенциальная или первичная артериальная гипертензия»- 4) считать возможный использовать как однозначные термины «гипертонический криз» и «гипертензивный криз», рассматривая последний как предпочтительный- 5) называть препараты, снижающие артериальное давление, независимо от механизма их действия (на сосудистый тонус, сердечный выброс, объем циркулирующей крови), гипотензивными- 6) сохранить для обозначения сравнительной концентрации растворов термины «гипер-, изо- и гипотонический». Указанные термины должны использоваться в медицинской литературе как утвержденные Главной редакцией Большой медицинской энциклопедии, являющейся нормативным изданием (Н. М. Мухарлямов, В. А. Богословский, 1976). В уточнении этой терминологии нуждается и педиатрическая литература.
В настоящее время большинство исследователей едино душны в том, что у детей и подростков повышенное артериальное давление может быть проявлением как симптоматической (вторичной), так и эссенциальной (первичной) гипертензии, однако остается спорным вопрос о том правомочен ли термин «гипертоническая болезнь» для растущего организма или правильнее ограничиться понятием «первичная артериальная гипертония», подчеркивая этим то положение, что у детей и подростков с повышенным артериальным давлением не всегда развивается гипертоническая болезнь. Это в определенной мере вызывало затруднения в создании классификации гипертонической болезни у детей и подростков.
Так, в 1969 г. М. Я. Студеникин и соавторы предлагали классификацию первичной артериальной гипертонии детей и подростков, в которой они выделили 3 стадии:
I — начальная транзиторная — артериальное давление систолическое колеблется в пределах 132±8, диастолическое — 69±8,4 мм рт. ст. После отдыха без применения лекарственных средств артериальное давление у больных нормализуется.
- — лабильная — артериальное давление систолическое колеблется в пределах 137+8,3, диастолическое — 70±9,3 мм рт. ст. Для нормализации артериального давления необходим рациональный режим, гипотензивные и седативные средства. Жалобы общеневротического характера у таких больных более стойкие, чем в транзиторной стадии, изменения со стороны глазного дна и сердца не выражены.
- — стабильная — артериальное давление систолическое повышено до 138±9,4, диастолическое — до 85±10,8 мм рт. ст. и сочетается с гипертонической ангиопатией или гипертрофией левого желудочка сердца. В III стадии авторы выделили 2 фазы: А — характеризуется положительной, хотя и не всегда стойкой, динамикой клинических проявлений под влиянием лечения, Б — резистентностью к лечению.
М. Я. Студеникин и А. Р. Абдуллаев (1973) термин «первичная артериальная гипертония» отождествляют с термином «гипертоническая болезнь» и рассматривают как нозологическую форму с выделением стадий: транзиторной, лабильной и стабильной. Последнюю авторы делят на фазы А и Б. Дальнейшие наблюдения показали, что выделение только трех стадий гипертонической болезни у детей и подростков недостаточно. Важно отметить ранние стадии заболевания для своевременного их предупреждения.