Первичная артериальная гипертензия у детей и подростков
Видео: Легочная гипертензия у детей - что нужно знать? Советы родителям - Союз педиатров России.
Видео: Гипертония - артериальная гипертензия у детей
В. С. Приходько — профессор, заведующая кафедрой педиатрии Харьковского медицинского института.
В книге на основании данных отечественной и зарубежной литературы, а также результатов собственных наблюдений авторов систематизированы вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики артериальной гипертензии у детей и подростков. Приведена современная классификация артериальной гипертензии, показана роль различных этиологических факторов в ее развитии.
В специальной главе освещены лечение и профилактика заболевания. Большое внимание уделено диспансерному наблюдению. Рассчитана на педиатров, врачей подростковых кабинетов.
Первичная артериальная гипертензия у детей и подростков.
Под ред. проф. В. С. Приходько. — 1980.— (Б-ка практикующего врача)
В книге на современном научном уровне освещены вопросы миологии и патогенеза первичной артериальной гипертензии у детей и подростков. На основании данных литературы и собственных наблюдений изложены классификация, клиника, дифференциальная диагностика и лечение заболевания.
Большое внимание уделено современным методам исследования (клиническим, лабораторным, инструментальным) и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков.
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
До настоящего времени нет единого мнения о происхождении первичной артериальной гипертензии (гипертонической болезни). Не случайно за рубежом ее называют эссенциальной гипертонией (гипертонией неизвестной природы). Этот термин официально принят ВОЗ в 1962 г.
Считают, что ведущими пусковыми механизмами в развитии гипертонической болезни являются психоэмоциональные факторы. Прошедшие годы подтвердили правомочность основных положений теории Ланга (1948), согласно которой гипертоническая болезнь является следствием нарушения функции корковых и гипоталамических центров, регулирующих артериальное давление, под влиянием психоэмоциональных воздействий, особенно отрицательных эмоций, вся патогенная сила которых, будучи задержана в результате различных обстоятельств в своих внешних проявлениях, обрушивается на сердечно-сосудистую систему.
Эта теория получила дальнейшее развитие в работах A. Л. Мясникова (1951 — 1965) и руководимого им коллектива.
По Г. Ф. Лангу и А. Л. Мясникову, длительные отрицательные эмоции ведут к формированию патологической доминанты в гипоталамусе и коре больших полушарий — высших регулирующих кровяное давление нервных центрах.
В застойных очагах, расположенных в высших отделах симпатической нервной системы, накапливаются любые раздражители, которые, распространяясь по симпатическим нервным волокнам к периферии, вызывают длительное повышение артериального давления.
Роль отрицательных психоэмоциональных переживаний в генезе гипертонии подтверждена клиническими и экспериментальными работами (В. Н. Черниговский, А. Я. Ярошевскнй, 1952- X. М. Марков, 1956, 1970, И. К. Шхвацабая, 1974- V. De Quatro, W. Alexander 1974, и др.).
О значении нервно-психической травматизация конфликтных ситуаций, перенапряжения нервной системы, отрицательных эмоций в возникновении гипертензивных состоянии у детей и подростков свидетельствуют исследования М. Я. Студеникина, А. Р. Абдуллаева (1973)- Н. В. Саботюк (1973)- T. Т. Антоновой (1976)- Ц. П. Усинчевой- 3. И. Сазанюк (1977)- Г. Н. Сердюковской (1977)- Ст. Коларова, Р. Рахневой (1977) и др.
Причины нервно-психической травматизации, перенапряжения нервной системы у детей и подростков многообразны. Среди них следует указать в первую очередь на перегрузку учебных программ, избыточную повседневную информацию (телевидение, радио, литература и др.), гиподинамию, нерациональный режим занятий в школе и отдыха и пр.
В этой связи, по-видимому, справедливо высказывание Н. R. Weber (1965), S. Michaelis (1966) и других о том, что юношеская гипертензия — это «болезнь цивилизации».
Определенную роль в развитии гипертензии имеют также особенности формирования психики и личности детей и подростков.
Известно, что поведение человека во многом определяется теми оценками, которые дают ему люди. На их основе постепенно складывается самооценка личности. Последняя у взрослых, как правило, уже устойчива и в большинстве случаев приближается к оценке, которую дают окружающие.
Высокая самооценка у человека проявляется уверенностью в своих силах, хорошим самочувствием, что благоприятно сказывается на состоянии сердца и сосудов.
Подросток, у которого еще не сложилась устойчивая самооценка, оказывается в более трудном положении. Если он сталкивается с противоречивыми оценками своего поведения со стороны родителей, педагогов, сверстников, или ребят постарше, то возникает тяжелый психологический конфликт, закладывающий невротические реакции, пагубно влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы (Г. И. Косицкий, 1977).
Таким образом, конфликтные ситуации в семье, в коллективе способствуют психоэмоциональным срывам и развитию гипертензии. Тем более, что характер эмоциональных реакций у детей и подростков отличается от таковых у взрослых, характеризуется обычно реакциями страха, горечи, обиды (А. А. Уманский, Т. С. Шендрин, 1957). Часто дети и подростки подавляют их в себе, не дают разрешения, что еще более усугубляет пагубность подобных реакций. К тому же, речь идет о том возрастном периоде, когда формируется высшая нервная деятельность подростка и, следовательно, отмечается высокая ранимость ее. С этой точки зрения вполне уместны слова Л. Мясникова (1954) о том, что корни гипертонической болезни уходят, по-видимому, в тот возрастной период, в котором наиболее активно формируются характер человека, его психическая и высшая нервная деятельность.
Важная роль в возникновении гипертензии, особенно у детей и подростков, отводится наследственной предрасположенности (Г. Ф. Ланг, А. Л. Мясников, 1954- Н. М. Стражеско, 1957, и др.). По данным А. Л. Мясникова, И. А. Рывкина (1964), в наследственно отягощенных семьях частота гипертонической болезни у детей в 5 раз выше, чем в контрольной группе.
И. А. Рывкин и соавторы (1968), обследуя 600 пробандов-гипертоников, чаще находили повышение артериального давления среди ближайших родственников. Обнаружена большая конкордантность повышения артериального давления у однояйцевых близнецов в сравнении с двуяйцевыми (И. А. Рывкин с соавт., 1968- W. Е. Miall, 1971, и др.).
В. Г. Мавриной (1960) наследственная отягощенность выявлена у 22,7% детей и подростков, В. Н. Засухиной (1962) — у 27,2%, П. В. Спириной (1963) — у 37,6%.
Я. И. Сивкова, К. С. Львов (1977) среди родственников I и II степени родства установили наличие артериальной гипертензии в 62,5% случаев. Наследственную отягощенность по гипертонии в детском и подростковом возрасте наблюдали W. Е. Miall, Н. G. Lowell (1967), Е. A. Murphy , S. Н. Zinner с соавторами (1971) и др.
Неясным при гипертензии является вопрос о типе наследования, большинство авторов предполагают полигенный тип наследования (G. Pickering, 1956- V. McKusick, 1964, и др.).
Наиболее часто первичная артериальная гипертензия регистрируется в препубертатный и пубертатный периоды, которые характеризуются значительной перестройкой процессов нейрогуморальной регуляции. Влияние сдвигов нейрогуморальной регуляции в процессе полового развития на механизмы контроля сосудистого тонуса и артериального давления исключить нельзя. По данным Л. Т. Антоновой (1976), подростки с повышенным артериальным давлением по степени полового созревания опережают здоровых юношей, особенно в возрасте 15—16 лет. Аналогичные данные получены и в отношении девушек.
В этот период отмечается увеличение выделения андрогенов и гормонов яичников, заметная активация гормонов гипоталамуса и гипофиза (АКТГ, гонадотропных гормонов передней доли гипофиза, тиреотропного гормона и др.), коры надпочечников, особенно глюкокортикоидов, андрогенов и др.
Циркулируя в повышенных количествах в крови и оказывая многогранное действие на организм подростков, гормоны влияют и на сосудистый тонус, уровень артериального давления либо непосредственно (например, гидрокортизон, кортизон могут оказывать прямое действие на сосудистую систему), либо опосредованно (например, за счет усиления интенсивности и длительности прессорного действия катехоламинов, ангиотензина под влиянием глюкокортикоидов и др.). Имеет значение и относительное преобладание функционального влияния одной группы гормонов над другой (например, повышение во время эндокринной перестройки функции передней доли гипофиза вследствие снижения тормозящего действия половых желез). Существует мнение, что гиперфункция гипофиза — патогенетический фактор гипертонической болезни. Поэтому в качестве этиологических, пусковых ее причин в период климакса у женщин терапевты называют возрастную перестройку диэнцефально-гипоталамических структур мозга (Е. В. Эрина, 1973- И. К. Шхвацабая, 1974, 1975- М. С. Кушаковский, 1977, и др.).
Климактерическую гипертонию связывают с повышением функций передней доли гипофиза и усилением стимулирующего влияния ее на надпочечники вследствие выпадения тормозного действия половых желез.
Л. Т. Антонова (1976) высказывает мнение о важной роли функциональных сдвигов со стороны гипоталамической области, гипофиза и надпочечников в ускорении полового развития у подростков с первичной артериальной гипертензией. Установлена также роль физиологических особенностей детского и подросткового возраста в механизмах развития артериальной гипертензии. При этом имеются в виду не только указанные выше особенности и своеобразные взаимоотношения между нейроэндокринной и психической сферами. Патофизиологические сдвиги возникают в растущем организме и, следовательно, дисгармония морфологического развития несомненно накладывает отпечаток на развитие и функционирование сердечно-сосудистой системы и ее регуляторных механизмов.
Н. П. Гундобин (1906) отмечал, что в детском организме рост сердца отстает от роста всего организма. Еще больше отстают в развитии сосуды, что проявляется относительной узостью аорты и ее ветвей. Наибольшие расхождения между длиной тела и сердечно-сосудистой системой наблюдаются к концу полового развития. Эта дисгармония особенно характерна для детей и подростков в наше время в связи с наблюдаемой в последние десятилетия акселерацией развития. Так, по данным В. Н. Засухиной, Е. В. Федоровой (1969), у 56,1% обследованных детей с артериальной гипертензией показатели физического развития превышают возрастные нормы на 1—2 сигмы. На этот факт указывал еще А. М. Гельфанд (1934), который писал, что гипертония чаще встречается среди подростков физически хорошо развитых.
В. К. Кожанов, В. В. Губарев (1977)- Л. Я. Тамм с соавторами (1977)- А. Н. Усенов (1977) высокие показатели физического развития чаще регистрировали у школьников с сосудистыми дистониями гипертонического типа.
Надо полагать, что у подростков несоответствие между увеличенным сердечным выбросом и проходимостью прекапилляров обусловливает и повышение периферического сопротивления, отражает дисгармонию и диспропорции роста, служит одной из причин транзиторного повышения артериального давления.