тут:

Переедание и рак - досье рака

Видео: Борис Увайдов - Ко всем кто не хочет погибнуть от рака

Оглавление
Досье рака
Пролог
От автономии к взаимозависимости
Автономия
Зависимость
Взаимозависимость
От взаимозависимости к автономии
Изменение личности
О воздухе, воде и земле
Биосфера и лаборатории
Физические факторы
Химические вещества
Комбинированные канцерогены
Живые канцерогены
Двойные агенты
Не только о раке
Рак и наследственность
Великий беспорядок
Обман защитных органов
Иммунная защита
Иммунный надзор?
Ускользание из-под надзора
О многообразии причин и условий для рака
Профилактика
Инфекции и рак
Внутренние причины
Солнце и рак
Переедание и рак
Чтобы жить - не пить и не курить?
Медицина, косметика и рак
Наука и рак
Профессия и рак
Радиоактивность и рак
Противогазы для горожан?
Социологи и географы помогают онкологам
Другие меры профилактики
Лечение
Выявление
Классификация
Хирургия
Лучевая терапия
Химиотерапия
Организм освобождается сам
Стратегия лечения
Надежда
Логистика лечения
Гуманная медицина
Надежда
Исследования в области профилактики
Эпилог
Терминологический словарь
О книге и о проблеме

Видео: Профилактика Рака Астаксантин против раковых заболеваний 2015

«МЫ ЖИВЕМ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕСТЬ...»
Сколько сограждан Мольера еще живут ради еды, пренебрегая мудрым советом великого драматурга!
Выше я обосновал ценность этого совета ссылкой на прямую связь между тучностью и общим количеством потребляемой пищи, выраженным в калориях, с одной стороны, и частотой возникновения различных злокачественных опухолей, даже таких самых неожиданных, как рак молочной железы, яичника, матки и предстательной железы,— с другой. Эта связь, казалось бы противоречащая народным традициям, была экспериментально подтверждена исследованиями по сравнительной онкологии, проведенными на домашних животных. Исследования показали, что бедная калориями пища не способствует возникновению и росту многих злокачественных опухолей.
Поэтому, чтобы убедить своих пациентов во вреде переедания, в том, что полезнее питаться менее калорийной пищей даже по сравнению с так называемой «нормой», врач должен «играть» на страхе людей не только перед атеросклерозом и диабетом, но и перед раком. Стремление современных женщин к умеренному весу — отличная мера профилактики рака. По данным страховых компаний, смертность от рака, равная 111 на 100 000 человек с нормальным весом, достигает 143 у людей с весом, на 25% превышающим норму, и падает до 95 у людей, чей вес меньше нормы на 15%.
Хотя мы и убеждены в канцерогенном риске переедания, причины этого явления нам неизвестны. Мы располагаем лишь некоторыми данными о вредных пищевых продуктах: так, избыток жиров связывают с частотой возникновения рака молочной железы (см. гл. 3), избыток белков также повышает риск заболевания отдельными злокачественными опухолями.
Однако наши знания о влиянии этих пищевых продуктов на частоту возникновения рака одновременно и неполные и крайне поверхностные, ибо то, что соответствует одному типу рака, неверно Для другого. Что касается механизмов действия, то здесь картина еще сложнее: избыток белков повышает частоту возникновения и рост некоторых типов экспериментальных опухолей, недостаток белков оказывает то же действие на другие типы- легкая белковая недостаточность усиливает иммунные реакции, значительйая белковая недостаточность их уменьшает- режим питания, бедный некоторыми азотсодержащими веществами, способствует инактивации одних типов канцерогенных веществ и активации других.
Поскольку при изучении механизмов действия тех или иных продуктов питания результаты расходятся с эпидемиологическими данными, остается рекомендовать такой режим питания, который находился бы на нижней границе нормы, но не переступал ее.
Выше я говорил о возможном влиянии режима питания на поведение канцерогенных веществ в организме. Оно, в частности, проявляется в накоплении этих веществ (например, жиров) и превращении, казалось бы, безвредных веществ в канцерогенные в печени или под действием кишечной флоры, возможно, в результате изменения молекул либо соединения их с другими молекулами. Кстати, как установлено, насыщенная жирами и белками пища обычно бедна клетчаткой, которая не всасывается и способствует образованию достаточного объема кала. Поэтому в кале людей, потребляющих с пищей много жиров и белков, концентрируются все канцерогенные вещества, тогда как в фекалиях тех, кто потребляет в большом количестве растительную пищу, эти вещества как бы растворяются (растительная пища состоит главным образом из клетчатки, которая, по Беркитту, задерживает воду в кишечнике и тем самым снижает концентрацию канцерогенных веществ). Количество принятых канцерогенных веществ в целом пропорционально массе принятой пищи.
В продуктах питания имеется много канцерогенов- это вызвано тем, что и плотные вещества, и. вода могут быть загрязнены.
Хотя искусственное загрязнение среды в условиях современной жизни обоснованно обсуждается средствами массовой информации, следует помнить, что канцерогенные вещества всегда присутствовали в пище. Их много в продуктах питания развивающихся стран, где не принято покупать полуфабрикаты- их находят и в блюдах так называемой натуральной кухни семей, строго соблюдающих кулинарные традиции.
Перечень канцерогенных веществ, приводимый ниже, весьма обширный, однако он далеко не полный и включает лишь главные канцерогены, рассмотренные в гл. 3.
Инсектициды типа ДЦТ и диальдрина, вызывающие рак печени у животных, можно найти на плохо вымытых фруктах. Они присутствуют даже в материнском молоке, попадая туда с пищей и с используемыми в домашних условиях хозяйственными пестицидами. Как показал анализ, проведенный в 10 французских молочных кухнях, загрязнение молока некоторыми инсектицидами представляло опасность для детей, вскармливаемых грудью. Следует подчеркнуть, что эти химикаты весьма стойкие, они задерживаются и постепенно концентрируются в жировой ткани зараженных людей.
Хлорорганические вещества накапливаются не только отдельными лицами, но также во всей биомассе. Включение этих веществ в биомассу происходит следующим образом: в множестве составных частей, образующих компоненты окружающей среды, имеются биологические агенты, которые извлекают из воды и почвы ничтожные дозы химикатов и аккумулируют их в себе. Звенья и последовательность этой цепи таковы: растения травоядные животные плотоядные животные. Отсюда сохранение и накопление этих химически стойких компонентов в растительных и животных организмах (в том числе человека) в течение длительного времени, измеряемого десятилетиями,— даже если в один прекрасный день их и перестают употреблять.
Казалось бы, можно только радоваться, что в некоторых странах отказались от употребления таких веществ, однако на смену им пришел мышьяк, еще более опасный для человека канцероген, и гептахлор, мощный канцероген для мышей.
Среди гербицидов канцерогенными для грызунов оказались карбаматы. Гидразин, задерживающий прорастание картофеля, попадает в пищу человека в дозах, которые у мышей вызывают опухоль.
Немало проблем вызывает хлорвинил, который находит все большее применение в промышленности и быту. В гл. 3 я упоминал, что этот мономер используется для полимеризации и "получения пластмасс (в частности, поливинилхлорида), выпускаемых промышленностью десятками миллионов тонн (по свидетельству одной фирмы, она производит 1 млн. т продукции в год). Как удалось установить, хлорвинил вызывает рак печени у рабочих, занятых его производством, и у крыс, которым его вводили в инъекциях. Некоторые исследователи опасаются, что жидкие или твердые продукты питания, хранящиеся в хлорвиниловых упаковках, могут содержать следы этого вещества.
Среди канцерогенных веществ, попадающих в нашу пищу, следует упомянуть некоторые пищевые красители, например для сливочного масла, и заменители сахара (сахарин, глюцин, цикламаты), способные вызвать рак у животных.
Что касается металлических бидонов для перевозки молочных продуктов или же консервных банок, то известно, что в хранимые в них продукты попадает металл, загрязняющий пищу.
Нитрозамины привлекают к себе пристальное внимание исследователей, так как обладают мощным канцерогенным действием. Они могут образоваться в разных условиях. В частности, многие амины, так называемые вторичные, третичные и четвертичные, легко образуют нитропроизводные — нитрозамины. А известно, что нитросодержащие соединения широко распространены в природе и имеются во многих пищевых продуктах.
У крыс, которым скармливают нитриты и вторичный амин (метилбензиламин), развиваются те же виды рака пищевода, что и при воздействии нитрозамина. Микробная флора нашего кишечника обладает особой способностью катализировать восстановление нитратов до нитритов и присоединение нитритов к аминам. Вместе с тем амины присутствуют во многих пищевых продуктах, как и нитраты (последние находятся в больших концентрациях в водоемах сельскохозяйственных районов).
Была установлена связь между содержанием нитратов в воде и частотой рака желудка в Чили, печени и пищевода — в Уоркшопе (Англия). Высокая концентрация нитритов в консервированных овощах отмечена в результате восстановления нитратов микробами. Кроме того, нитраты и нитриты широко используются в качестве добавок при консервировании мяса и рыбы.
Среди консервантов следует также упомянуть диэтилпирокарбонат, употребляемый для консервирования фруктовых соков- в комбинации с аммиаком, находящимся в пище, это вещество образует уретан — классическое лабораторное канцерогенное вещество. Кроме того, одна из кислот, применяемых для сохранения сладких и жирных продуктов, представляет опасность из-за тенденции проникать в митохондрии клеток и соединяться с ними (эти органеллы относятся к цитоплазме, но, как уже упоминалось, содержат ДНК).
Проблема загрязнения пищи осложняется тем, что оно может быть косвенным, поэтому его трудно или практически невозможно распознать. В качестве примера сошлюсь на стероидные гормоны. К ним прибегают для ускоренного выращивания некоторых животных, в результате мясо, яйца или молоко этих животных содержит высокие (а значит, опасные) концентрации гормонов.
С учетом сказанного можно разделить позицию экологов, которые проповедуют возврат к природе. Но им необходимо проверить канцерогенность и натуральных продуктов.
Среди пищевых продуктов, употребляемых жителями развивающихся стран, мы находим сильнейшие канцерогенные вещества (например, орех цикас на острове Гуам, алькойды сенесио, используемые в виде отваров некоторыми народами Африки, лимонные масла и эссенции, и особенно чай и кофе- принято считать, что кофе вызывает 29—49% раков мочевого пузыря). Мощные канцерогены могут попадать в организм и с другими пищевыми продуктами, такими, как кукурузная, гороховая, рисовая, овсяная, соевая мука. Они могут быть заражены грибом Aspergillus flavus, который, как известно, выделяет афлатоксин, высоко канцерогенный для печени животных.
В некоторых регионах Африки отмечена связь между частотой развития рака печени и широким потреблением масла из прессованных семян, зараженщх A. flavus. В Японии подозревают, что токсины Penicillium islandicum, заражающего рис, играют важную роль в происхождении раков печени.
Характер приготовления пищи в семьях, живущих в сельскохозяйственных районах, далеко не гарантирует от канцерогенной опасности. Так, не исключено, что копченое и сушеное мясо и рыба обладают канцерогенными свойствами. Известно, что в Исландии концентрация 3,4-бензпирена достигает 0,3 мкг на 1 кг вяленого мяса и рыбы, и именно эта страна занимает одно из первых
мест в мире по частоте заболевания раком желудка. Концентрация 3,4-бензипрена может достигать 8мкг/кг в мясе, печенном на древесном угле, и в копченом лососе. В самом деле, степень канцерогенности в значительной мере зависит от технологии изготовления пищи, и в частности от методов копчения. Как предполагают японские эпидемиологи, высокая частота рака желудка среди японцев объясняется тем, что мельники добавляют в рис тальк для улучшения вкуса, а в тальке содержится значительное количество асбеста.
Следовало бы исключить так называемые преканцерогенные вещества, которые бактерии или организм человека способны превратить в канцерогенные. Однако они являются элементарными соединениями, и большинство из них еще неизвестно современной науке. Подобно тому как самые здоровые среди нас носят в себе эндогенные канцерогенные агенты, например гормоны и вирусы РНК, так и самые мнительные люди, превосходно осведомленные о мерах гигиены, невзирая на это, с каждым приемом пищи потребляют канцерогенные вещества.
Поэтому самое разумное — питаться как можно разнообразнее- это в какой-то мере позволит избежать для каждого канцерогенного вещества суммарной пороговой дозы, которая влечет за собой повышенный рйск. Однако важно помнить, что существует опасность не только сложения риска различных канцерогенов, но и умноже ния их в результате взаимного усиления- не исключено, что опаснее принимать целый ряд канцерогенных веществ в небольших дозах, чем одно в значительных.
Как бы ни пытались мнительные люди сократить общее количество потребляемой пищи и варьировать до бесконечности продукты питания, им все же не удастся сколько-нибудь значительно ни сократить количество воды, ни постоянно менять ее источник. Между тем загрязнение воды имеет различное происхождение. Конечно, наиболее опасны промышленные отходы, но нельзя отрицать и загрязнения в результате сельскохозяйственной деятельности и бытовое загрязнение. Например, некоторые моющие средства, канцерогенные для кролика, могут влиять и на человека, способствуя всасыванию полициклических углеводородов. Нитрозамины, растворимые в воде, широко используются в химической промышленности, после чего сбрасываются в реки: они вызывают у животных опухоли пищевода, печени, мочевого пузыря даже при низких концентрациях. Эти вещества, как было уже сказано, могут образоваться в результате соединения производных нитритов воды и вторичных аминов тканей. Многие химические удобрения попадают в воду, предназначенную для питья, а ведь в них содержатся многие канцерогенные вещества или такие соединения, которые могут стать канцерогенными после комбинации с другими веществами. Значительные количества химически стойких гербицидов, пестицидов (средств против сорняков и насекомых) и нефтепродуктов нередко оседают на дне водоемов или поглощаются частицами, находящимися в воде во взвешенном состоянии.
Мы стараемся не пить воду из колодцев или родников, какой бы прозрачной она ни казалась, а пользоваться только водой из-под крана. Однако, по мнению Гарриса из Фонда защиты окружающей среды в Вашингтоне, даже водопроводная вода в результате хлорирования содержит два канцерогенных вещества (см. гл. 3): хлороформ и четыреххлористый углерод. Более того, в воде нашли даже асбест. Наконец, было доказано, что, несмотря на обработку, в воде, взятой из рек, содержится целый ряд химических канцерогенных веществ (они в разных реках различные). Пейдж наблюдал зависимость между смертностью от рака в различных городах штата Луизиана и потреблением воды из реки Миссисипи, поступающей в сеть городского водоснабжения.
Пожалуй, французы, пьющие минеральные воды, не так уж наивны. Однако желательно знать результаты контрольных проб этих вод, хотя бы для того, чтобы мы могли не беспокоиться относительно количества хлорвинила, которое содержится в минеральных водах, продающихся в пластмассовых бутылях. Правда, хлорвинил легко испаряется и не растворим в воде, поэтому, надо полагать, его содержание в воде минимальное.  Но что верно для воды, не годится для спиртных напитков, которые в некоторых странах продаются в пластмассовых бутылях, ибо хлорвинил в спирте растворяется.
Защищает ли нас администрация? В самом деле, загрязнение воды для нее нелегкая проблема. Во Франции, например, за чистотой воды систематически наблюдают службы и лаборатории санитарного контроля, но они чаще всего в состоянии определить лишь некоторые контрольные химические соединения.
Сейчас пестициды и гербициды настолько распространены, что потреблять фрукты и овощи в сыром виде можно лишь после их обильного промывания (а это в некоторых городах добавляет еще больше канцерогенных веществ)- желательно перед едой снять с них кожуру.
Использование пищевых добавок во Франции строго регламентируется. В соответствии с декретом от 15 апреля 1912 г. и постановлением от 28 июня того же года запрещено добавлять химические вещества в пищевые продукты или обрабатывать их физическими способами. В случае использования химических добавок обязательно уточняют их название и условия применения, в том числе максимальную переносимую дозу. Причем разрешение такого рода только временное. Подслащивание (сахарином, глюцином, цикламатами) и применение эмульгирующих веществ во Франции запрещено.
Копчение некоторых пищевых продуктов в целях их более длительного хранения в странах Западной Европы разрешается «лишь при сжигании деревьев и других растений, не подвергавшихся окрашиванию, склеиванию, пропитке или аналогичной обработке, и при условии, что копчение не представляет опасности для здоровья людей». Однако никто, разумеется, не знает, в чем состоит эта опасность.


Видео: Elvin Babazade & Nadia - rak tak tak 2013

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее