Эпидемиология рака шейки матки - рак матки
1. РАК ШЕЙКИ МАТКИ
- ВОПРОСЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ РАКА ШЕЙКИ МАТКИ
Видео: О самом главном: Диагностика по лицу, упражнения от рака шейки матки, разделочные доски
Злокачественные опухоли занимают после сердечно-сосудистой патологии второе место среди причин смерти населения в Советском Союзе и большинстве других экономически развитых стран.
Изучение эпидемиологии злокачественных опухолей матки в нашей стране проводится планомерно и целеустремленно благодаря организации Всесоюзного центра по изучению эпидемиологии рака женских половых органов при онкологическом научном центре Министерства здравоохранения Грузинской ССР.
Степень риска заболевания раком шейки матки неодинакова у женщин различного возраста. На основе изучения заболеваемости раком шейки матки у женщин в Казахской ССР в период 1970—1976 гг. Н. В. Мальцева и соавт. (1978) приводят данные, подтверждающие это положение: в возрасте 0 — 29 лет один случай заболевания приходится на 110 000 женщин, в 30 — 39 лет на 4400, в 40 — 49 лет — на 1200, в 50 — 59 лет — на 1300, в 60 — 69 лет — на 3500, в 70 лет — на 4000 женщин. При этом учитывается, что стандартизованный показатель заболеваемости раком шейки матки в Казахской ССР в 1976 г. составил 19,4±0,27 на 100 000 женщин.
В разных странах заболеваемость раком шейки матки колеблется в широких пределах. Так, в расчете на 100 000 женского населения на Ямайке она составляет 58,9, а в Швеции — 22,5.
Смертность от рака шейки матки также неодинакова. В расчете на 100 000 жительниц ГДР при стандартизации показателя он составляет 10,6, в Исландии — 8,0, в Испании — 0,7, Италии — 1,5.
Установлено, что замужние женщины чаще заболевают раком шейки матки, чем незамужние. У рожавших женщин опухоль встречается чаще, чем у нерожавших. Рак шейки матки возникает относительно часто у женщин, имеющих многих сексуальных партнеров.
Рак шейки матки редко поражает женщин, состоящих в браке с мужчинами, принимающими меры к предупреждению скопления смегмы. У мусульманок и евреек, мужья которых подвергались обряду обрезания крайней плоти, раковая опухоль поражает шейку матки сравнительно редко.
Роль смегмы в возникновении рака шейки матки изучена недостаточно. Л. И. Чарквиани и В. Д. Тодуа (1965) провели экспериментальное исследование по выявлению влияния смегмы на состояние слизистой оболочки рогов матки при длительном введении в половые пути крыс. Подопытным животным в просвет рогов матки вводили смегму человека и лошади. Крысы контрольной группы получали соответственно парафин. После воздействия смегмой у 6—7% экспериментальных животных возникли злокачественные опухоли рогов матки, в то время как у контрольных животных злокачественные опухоли в половых путях отсутствовали. Результаты исследования, проведенного Л. И. Чарквиани и В. Д. Тодуа, свидетельствуют в пользу того, что смегме присущи канцерогенные свойства.
Требует дальнейшего изучения роль вирусной инфекции в возникновении рака шейки матки. Предполагается, что определенное значение в канцерогенезе имеет вирус Herpes-2. Об этом свидетельствуют эпидемиологические, серологические, биохимические исследования. Инфицированность вирусом типа Herpes-2 выявляется у 20% женщин с эпителиальными дисплазиями и преинвазивным раком шейки матки.
Герпес указанного типа реже встречается у мужчин, подвергшихся обрезанию, чем у мужчин с сохраненной крайней плотью.
Кольпит трихомонадной этиологии обнаруживается у больных раком шейки матки в 5 с лишним раз чаще, чем у женщин контрольной группы. То же относится к заболеваемости женщин сифилисом. У 9% женщин с раком шейки матки в анамнезе встречаются указания на перенесенный ранее сифилис или положительную реакцию Вассермана, в то время как в контрольной группе такие женщины составляют 2%.
В возникновении рака шейки матки имеет значение время начала половой жизни: чем раньше она начинается, тем больше возможность развития опухоли этой локализации.
Мнения о влиянии репродуктивной функции женщин на риск возникновения рака шейки матки противоречивы. По мнению Л. И. Чарквиани (1980), опасность этого заболевания значительно возрастает при увеличении количества родов. Напротив, результаты, полученные
В. И. Стасеевой (1970), не дают основания считать, что увеличение количества беременностей и родов играет существенную роль в генезе рака шейки матки. Все же трудно исключить роль родового акта, связанных в ним механических повреждений шейки матки и гормональных сдвигов в организме, обусловленных беременностью, в возникновении рака этой локализации.
Заслуживает внимание исследование, проведенное F. Gagnon (1950). Автор подверг изучению 13 000 историй болезни монахинь. Рак шейки матки не был обнаружен ни у одной из них, а рак тела матки оказался у 14, причем у 12 был подтвержден при микроскопическом исследовании. Автор изучил архивы онкологических учреждений в Монреале за 20 лет и Квебеке. При этом у 19 монахинь был установлен рак тела матки с гистологическим подтверждением диагноза и только у 3 выявлен рак шейки матки. При дополнительном углубленном исследовании у 2 из 3 последних женщин диагностирован рак тела матки с распространением на шейку.
Указанные работы несомненно свидетельствуют о связи между характером сексуальной жизни женщин и частотой возникновения у них рака шейки и тела матки. Роль наследственных факторов в канцерогенезе шейки матки четко показать не удалось.