Физическая характеристика тонов и шумов - звуковая симптоматика приобретенных пороков сердца
Правильное представление о физической сущности звуковых явлений сердца базируется на знании основных положений учения о звуке и экспериментально-клиническом исследовании тонов и шумов сердца с применением новейших методов и аппаратуры.
Изучение этого вопроса имеет не только теоретическое значение. Уточненная диагностика клапанных поражений и нарушений ритмов сердечной деятельности, выяснение их генеза, правильная оценка данных, получаемых различными методами исследования (аускультацией, фонокардиографией), конструирование приборов, регистрирующих звуковые феномены, — все это может быть практически осуществлено лишь при точном знании физической характеристики звуков сердца. До последнего десятилетия эти данные были весьма скудными и противоречивыми, что может быть объяснено двумя обстоятельствами. Первое — это недостаточное знакомство врачей с физической и физиологической акустикой, вследствие чего зачастую определения и описания различных звуковых явлений содержат серьезные ошибки. Второе обстоятельство заключается в том, что лишь за последнее время для изучения тонов и шумов сердца стали широко применять новые методы исследования, а также современную медицинскую и физико-акустическую аппаратуру.
Работы периода 30—40-х Годов, а также ряд монографий последних лет, за исключением немногих специальных исследований, характеризуются умозрительными рассуждениями о физической природе тонов и шумов сердца. Ряд положений переходит из учебника в учебник, из Монографии в монографию без критической оценки и привнесения новых данных.
Приведем краткий обзор данных о физической природе тонов и шумов сердца по монографиям и учебникам последнего десятилетия.
Л. И. Фогельсон в капитальной монографии «Болезни сердца и сосудов» (1951) пишет: «Физиологические процессы, происходящие во время сердечного цикла, вызывают появление звуковых явлений, которые называются тонами. Название тоны неточно, так как выслушиваемые звуковые явления с физической точки зрения тонами не являются» (стр. 62).
Далее, излагая вопрос о шумах сердца, автор подчеркивает, что обрзначение «звуковых явлений, как шумы, не характеризует их отличия от тонов сердца. С физической точки зрения, как уже указывалось, и тоны являются шумами и даже, благодаря большей, периодичности своих колебаний, шумы сердца по своим физическим свойствам более приближаются к тонам,(чем тоны сердца. Акустически тоны отличаются от шумов тем, что дают слуховое ощущение однократного колебания звучащего тела, а шум — повторных многократных колебаний».
М. В. Черноруцкий в «Диагностике внутренних болезней» (1953) дает следующее определение тонов сердца: «При выслушивании здорового сердца слышны два звука, периодически сменяющие друг друга. Звуки эти называются тонами, хотя, с точки зрения физики, ввиду апериодичности звуковых колебаний правильнее было бы назвать их шумами» (стр. 196—19?). Несколько ниже М. В. Черноруцкий пишет, что «тоны сердца, будучи по существу составными и являясь с физической точки зрекия шумами, дают все же акустическое впечатление единого короткого звука» (стр. 202). Останавливаясь на вопросе о тембре тонов (стр. 199), он лишь указывает на то, что «тембр тона, зависит от примеси к основному тону обертонов».
Шумы сердца определяются М. В. Черноруцким как повторные многократные колебания, воспринимаемые как длительные звуки разнообразного тембра.
И. И. Савченков (1953), применявший при изучении тонов и шумов сердца ряд новых, оригинальных методик (рентгено-акустическое исследование), определяет тоны сердца как «периодически прерывающиеся сложные звуковые колебания». Он указывает также на то, что тоны сердца состоят из различных По амплитуде и частоте звуков и что по физической природе их следует отнести к шумам. Шумы же сердца, имея более или менее одинаковую амплитуду и постоянную частоту, приближаются к тонам в физическом понимании. «Следовательно, пишет И. И. Савченков, — понятие &bdquo-физиологические тоны и шумы&rdquo- противоположно физическому понятию о тонах и шумах».
С. Ф. Олейник в докторской диссертации (1955) и монографии «Теория сердечных шумов» привел ряд интересных экспериментально-клинических исследований тонов и главным образом шумов сердца с применением акустической аппаратуры. Полученные им данные имеют большое теоретическое и Практическое значение и входят в число немногих фундаментальных исследований в этой области в Советском Союзе.
Тоны и шумы сердца определяются им как звуки, состоящие из большого количества простых гармонических колебаний разной частоты. Тоны сердца, отмечает он, относятся к ударным звукам, которым свойственно быстрое затухание, шумы же сердца затухают лишь с прекращением тока крови, который их поддерживает.
А. И. Кобленц-Мишке (1958) считает, что с физической точки зрения и тоны, и шумы сердца являются шумами, т. е. представлены неправильными, апериодически» ми колебаниями. Краткость, быстрое затухание тонов ведет к тому, что они производят впечатление более чистых звуков.
За последние годы (1954—1960) появились многочисленные работы зарубежных авторов, Посвященные регистрации и изучению тонов и шумов сердца (измерение интенсивности, определение частотного состава и др.) и основанные на применении новейших методов и совершенной аппаратуры.
Полученные данные, представляющие большой теоретический и практический интерес, касаются различных сторон физической характеристики звуков сердца. Однако нам не удалось обнаружить где-либо полного определения тонов и шумов сердца с физической точки зрения.
Лишь Тренделенбург (Trendelenburg, 1954) указывает на то, что физически тон сердца —это короткий шум характера импульса.
Приведенные определения физической характеристики тонов-и шумов сердца в общем правильны. Однако бросается в глаза отсутствие, терминологического единства, системности и полноты описания. Для широкого круга читателей — врачей, студентов-медиков, исследователей г— требуют разъяснения, такие определения, как «апериодичность звуковых колебаний», «примесь к основному тону обертонов», «ударные звуки», «быстрое затухание» и др..