тут:

Физическая характеристика тонов и шумов - звуковая симптоматика приобретенных пороков сердца

Оглавление
Звуковая симптоматика приобретенных пороков сердца
Введение и некоторые статистические данные
Физическая характеристика тонов и шумов
Физика звука
Основные физические характеристики тонов и шумов сердца
Ошибки диагностики клапанных пороков
Физиологические особенности слуха и восприятия звуков
Аудиометрические исследования
Методы исследования пороков сердца
Механизм возникновения сердечных тонов
Аускультация тонов сердца
Механизм возникновения и характеристика шумов сердца
Фонокардиография
Недостаточность митрального клапана
Фонокардиографическая симптоматика недостаточности митрального клапана
Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия
О систолическом шуме при митральном стенозе
Изменение звуковой симптоматики после комиссуротомии
Частотный анализ 1 тона при митральном стенозе
Фонокардиографическая симптоматика митрального стеноза
Изменения фонокардиографической симптоматики у больных митральным стенозом после комиссуротомии
Фонокардиографическая диагностика рецидива митрального стеноза
Недостаточность клапанов аорты
Недостаточность клапанов аорты сифилитического генеза
Фонокардиографичевкая симптоматика комбинированных клапанов аорты
Стеноз устья аорты
Фонокардиографическая симптоматика стеноза устья аорты
Недостаточность трехстворчатого клапана
Фонокардиографическая симптоматика при поражении трехстворчатого клапана
Комбинированные поливальвулярные пороки
Фонокардиографическая симптоматика комбинированных поливальвулярных пороков сердца

Правильное представление о физической сущности звуковых явлений сердца базируется на знании основных положений учения о звуке и экспериментально-клиническом исследовании тонов и шумов сердца с применением новейших методов и аппаратуры.
Изучение этого вопроса имеет не только теоретическое значение. Уточненная диагностика клапанных поражений и нарушений ритмов сердечной деятельности, выяснение их генеза, правильная оценка данных, получаемых различными методами исследования (аускультацией, фонокардиографией), конструирование приборов, регистрирующих звуковые феномены, — все это может быть практически осуществлено лишь при точном знании физической характеристики звуков сердца. До последнего десятилетия эти данные были весьма скудными и противоречивыми, что может быть объяснено двумя обстоятельствами. Первое — это недостаточное знакомство врачей с физической и физиологической акустикой, вследствие чего зачастую определения и описания различных звуковых явлений содержат серьезные ошибки. Второе обстоятельство заключается в том, что лишь за последнее время для изучения тонов и шумов сердца стали широко применять новые методы исследования, а также современную медицинскую и физико-акустическую аппаратуру.
Работы периода 30—40-х Годов, а также ряд монографий последних лет, за исключением немногих специальных исследований, характеризуются умозрительными рассуждениями о физической природе тонов и шумов сердца. Ряд положений переходит из учебника в учебник, из Монографии в монографию без критической оценки и привнесения новых данных.
Приведем краткий обзор данных о физической природе тонов и шумов сердца по монографиям и учебникам последнего десятилетия.
Л. И. Фогельсон в капитальной монографии «Болезни сердца и сосудов» (1951) пишет: «Физиологические процессы, происходящие во время сердечного цикла, вызывают появление звуковых явлений, которые называются тонами. Название тоны неточно, так как выслушиваемые звуковые явления с физической точки зрения тонами не являются» (стр. 62).
Далее, излагая вопрос о шумах сердца, автор подчеркивает, что обрзначение «звуковых явлений, как шумы, не характеризует их отличия от тонов сердца. С физической точки зрения, как уже указывалось, и тоны являются шумами и даже, благодаря большей, периодичности своих колебаний, шумы сердца по своим физическим свойствам более приближаются к тонам,(чем тоны сердца. Акустически тоны отличаются от шумов тем, что дают слуховое ощущение однократного колебания звучащего тела, а шум — повторных многократных колебаний».
М. В. Черноруцкий в «Диагностике внутренних болезней» (1953) дает следующее определение тонов сердца: «При выслушивании здорового сердца слышны два звука, периодически сменяющие друг друга. Звуки эти называются тонами, хотя, с точки зрения физики, ввиду апериодичности звуковых колебаний правильнее было бы назвать их шумами» (стр. 196—19?). Несколько ниже М. В. Черноруцкий пишет, что «тоны сердца, будучи по существу составными и являясь с физической точки зрекия шумами, дают все же акустическое впечатление единого короткого звука» (стр. 202). Останавливаясь на вопросе о тембре тонов (стр. 199), он лишь указывает на то, что «тембр тона, зависит от примеси к основному тону обертонов».
Шумы сердца определяются М. В. Черноруцким как повторные многократные колебания, воспринимаемые как длительные звуки разнообразного тембра.
И. И. Савченков (1953), применявший при изучении тонов и шумов сердца ряд новых, оригинальных методик (рентгено-акустическое исследование), определяет тоны сердца как «периодически прерывающиеся сложные звуковые колебания». Он указывает также на то, что тоны сердца состоят из различных По амплитуде и частоте звуков и что по физической природе их следует отнести к шумам. Шумы же сердца, имея более или менее одинаковую амплитуду и постоянную частоту, приближаются к тонам в физическом понимании. «Следовательно, пишет И. И. Савченков, — понятие &bdquo-физиологические тоны и шумы&rdquo- противоположно физическому понятию о тонах и шумах».
С.   Ф. Олейник в докторской диссертации (1955) и монографии «Теория сердечных шумов» привел ряд интересных экспериментально-клинических исследований тонов и главным образом шумов сердца с применением акустической аппаратуры. Полученные им данные имеют большое теоретическое и Практическое значение и входят в число немногих фундаментальных исследований в этой области в Советском Союзе.
Тоны и шумы сердца определяются им как звуки, состоящие из большого количества простых гармонических колебаний разной частоты. Тоны сердца, отмечает он, относятся к ударным звукам, которым свойственно быстрое затухание, шумы же сердца затухают лишь с прекращением тока крови, который их поддерживает.
А. И. Кобленц-Мишке (1958) считает, что с физической точки зрения и тоны, и шумы сердца являются шумами, т. е. представлены неправильными, апериодически» ми колебаниями. Краткость, быстрое затухание тонов ведет к тому, что они производят впечатление более чистых звуков.
За последние годы (1954—1960) появились многочисленные работы зарубежных авторов, Посвященные регистрации и изучению тонов и шумов сердца (измерение интенсивности, определение частотного состава и др.) и основанные на применении новейших методов и совершенной аппаратуры.
Полученные данные, представляющие большой теоретический и практический интерес, касаются различных сторон физической характеристики звуков сердца. Однако нам не удалось обнаружить где-либо полного определения тонов и шумов сердца с физической точки зрения.
Лишь Тренделенбург (Trendelenburg, 1954) указывает на то, что физически тон сердца —это короткий шум характера импульса.
Приведенные определения физической характеристики тонов-и шумов сердца в общем правильны. Однако бросается в глаза отсутствие, терминологического единства, системности и полноты описания. Для широкого круга читателей — врачей, студентов-медиков, исследователей г— требуют разъяснения, такие определения, как «апериодичность звуковых колебаний», «примесь к основному тону обертонов», «ударные звуки», «быстрое затухание» и др.. 


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее