Болезни нервной системы у детей
Видео: Поражение центральной нервной системы у детей. История болезни Владислава
Видео: Иппотерапия. С помощью лошадей на Дону лечат детей с заболеваниями нервной системы
По книге: Педиатрия. Руководство. Болезни крови. Опухоли. Болезни нервной системы. Патология опорно-двигательного аппарата. Пер. с англ./Под ред. Р. Е. Бермана, В. К. Вогана.— Москва: Медицина, 1994.
Представлены нервно-мышечные болезни — мононевропатии, полиневропатии, болезни нервно-мышечных синапсов и др. Для педиатров.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
АНАМНЕЗ
При неврологическом обследовании выясняют всю историю развития ребенка, обращая особое внимание на появление первых признаков и последующее развитие заболевания- полученная информация имеет большое значение для определения его формы. Стойкие неврологические признаки, появившиеся в ранний период жизни, позволяют предположить врожденную патологию или ее развитие в перинатальный период. Однако следует помнить, что даже при стойких мозговых нарушениях по мере развития мозга появляется новая симптоматика- нарушение той или иной функции становится очевидным лишь в определенном возрасте, в котором она обычно проявляется. Постепенное прогрессирование слабости, сопровождающееся утратой ранее приобретенных функций, наблюдается при таких дегенеративных заболеваниях, как хронический энцефалит, декомпенсированная гидроцефалия и опухоли мозга. Отставание развития детей с прогрессирующими заболеваниями мозга обычно предшествует утрате функций. Внезапное развитие слабости с постепенным последующим улучшением состояния характерно для сосудистых заболеваний. Периоды обострения, сменяющиеся частичной ремиссией, характерны для демиелинизирующих заболеваний. У детей школьного возраста снижается успеваемость, они теряют интерес к учебе, для них характерны раздражительность и эмоциональная лабильность. Все это относится и наиболее типичным признакам дисфункции мозга.
Неустойчивая походка, прихрамывание, спотыкание, неуклюжесть, вялость, напряженность мышц и изменение почерка свидетельствуют о моторной дисфункции, но при локализации двигательных нарушений никогда не следует полагаться на анамнез. Окончательные данные получают только после неврологического обследования.
Дети редко жалуются на нарушение чувствительности, поэтому его часто диагностируют лишь в далеко зашедшей стадии. Отсутствие визуального слежения, беспорядочные движения глазных яблок и способность ребенка без какой-либо реакции смотреть на яркий свет указывают на тяжелые нарушения зрения. Дети более старшего возраста при этой патологии имеют привычку подходить к предметам и близко подносить их к глазам. Одностороннее нарушение зрения остается, как правило, незамеченным даже у детей школьного возраста, его обнаруживают случайно при профилактическом осмотре. Отсутствие реакции на звуки у маленького ребенка свидетельствует о выраженном нарушении слуха, но эту патологию легко спутать с невнимательностью умственно отсталых детей. Частичная потеря слуха может проявляться только отсутствием речи или ее недоразвитием, что может наблюдаться и у детей с отсталостью умственного развития. Если ребенок не предъявляет жалоб после получения травмы, следует предположить у него утрату болевых ощущений.
Анамнестические данные имеют большое значение в диагностике таких пароксизмальных неврологических расстройств, как припадки, синкопа, приступы головокружений. Поскольку они могут быть довольно редкими, решение в отношении проведения специальных методов исследования или лечения нередко принимают лишь на основании анамнестических данных. Важно выяснить события, предшествующие развитию припадка. Синкопе, как правило, предшествуют беспокойство, возбуждение, боль или плач, которые редко появляются перед приступом судорог. Припадок могут провоцировать такие необычные раздражители, как мерцающий свет (например, исходящий от экрана телевизора). Дети более старшего возраста ощущают появление предвестников, или ауры. Необходимо по возможности точно установить состояние больного во время припадка- отсутствие сознания, его спутанность или ясность- были ли судороги односторонними- сопровождались ли они непроизвольным мочеиспусканием или дефекацией- был ли восстановительный период кратковременным или после приступа наступили продолжительный сон или сонливость. У детей припадки могут быть настолько слабыми, что родители о них не упоминают, особенно при отсутствии травм. Это чаще всего бывает при миоклонических припадках. Кратковременный наклон головы и туловища, сгибание рук, характерные для этих припадков, часто принимают за обычную реакцию на испуг или болевую реакцию.
Головокружение, ощущение вращения или опускания окружающих предметов можно легко неправильно истолковать у маленьких детей, которые не могут описать эти ощущения. Во время приступа появляются неустойчивость положения, рвота, испуг и боязнь движений головой, удерживаемой ребенком в одном положении. В отличие от эпилепсии у ребенка во время приступа головокружения сохраняется ясное сознание.
Точное установление причины головной боли зависит во многом от временных жалоб и данных анамнеза. При этом выясняют время ее появления, локализацию, характер (пульсирующая, тупая, резкая, давящая или опоясывающая) и такие сопутствующие симптомы, как тошнота, рвота или зрительные нарушения. Головная боль, возникающая у ребенка сразу после того, как он встанет с кровати, и сопровождающаяся рвотой и сонливостью, должна насторожить врача в отношении возможности повышенного внутричерепного давления.