Гуморальные влияния на ранних и поздних стадиях перитонита - перитонит
Итак, сравнивая характер гуморальных влияний на ранних и поздних стадиях развития перитонита, мы обнаруживаем существенное различие. Если в первом случае мы встречаемся лишь с действием биологически активных веществ, повышающих чувствительность нервных центров к афферентным влияниям, то в последнем случае на фоне развившегося паралича кишечника мы уже встречаемся с токсическими веществами, свободно циркулирующими в крови. Это несомненно свидетельствует о том, что защитные механизмы, обеспечивающие дезинтоксикацию, на этом этапе оказываются несостоятельными. Связано ли это с прогрессирующим нарушением функции печени, на что указывают А. М. Карякин, Б. М. Хромов и др., или уже имеет место дезорганизация межуточного обмена,— это, по-видимому, зависит от стадии развития патологического процесса. Во всяком случае, бесспорно, что для этого этапа характерным является то, что свободно циркулирующие в крови токсины не только оказывают непосредственное повреждающее действие на ткани органов, но и рефлекторно изменяют состояние других функциональных систем.
Рис. 12. Изменение сократительной активности мускулатуры тонкой кишки в ответ на внутривенное введение 2 мл/кг носа плазмы крови собаки с экспериментальным каловым перитонитом (А) и здоровой собаки (Б). Сверху вниз: сокращения денервированной (д), иннервированной (и) кишечных петель по Тири — Велла- сокращения мускулатуры тонкой кишки (0)- отметка времени (30 секунд). Стрелками обозначены моменты внутривенного введения плазмы.
Установив наличие токсических факторов в крови животных в поздних стадиях развития экспериментального калового перитонита, мы предприняли попытку выяснить, связаны ли токсические влияния с изменением состава сыворотки, плазмы или наличием факторов, так или иначе связанных с кровяными тельцами. С этой целью здоровым собакам раздельно переливали равные объемы (5 мл на 1 кг веса реципиента) плазмы, сыворотки и взвеси эритроцитов крови больных животных (рис. 12, А и Б- рис. 13, 14).
Рис. 13. Реакция гладкой мускулатуры тонкой кишки в ответ на внутривенное введение сыворотки крови животного с экспериментальным каловым перитонитом. Сверху вниз: запись сокращений кольцевой мускулатуры иннервированной (и), денервированной (д) кишечных петель по Тири— Велла- отметка времени (30 секунд). Стрелкой обозначен момент внутривенного вливания сыворотки.
Результаты этих опытов показали, что, в то время как внутривенное введение сыворотки и взвеси эритроцитов практически не оказывало никакого влияния, введение плазмы вызывало в принципе тот же эффект, что и кровь больных животных, хотя торможение двигательной активности, особенно иннервированных участков тонкой кишки, и общая реакция животного в виде двигательного беспокойства и в некоторых случаях одышки оказались более выраженными.
То обстоятельство, что кровь и плазма больных животных оказывают токсический эффект, а сыворотка крови и взвесь форменных элементов этим действием не обладают, позволяло предположить либо связь токсических веществ с фибриногеном, либо возможность сорбции их на нитях фибрина.
Рис. 14. Отсутствие стойкого торможения сократительной активности гладкой мускулатуры тонкой кишки при внутривенном введении взвеси эритроцитов крови животного с экспериментальным каловым перитонитом. Сверху вниз: сокращения мускулатуры иннервированной (и), денервированной (д) кишечных петель по Тири — Велла- отметка времени (30 секунд).
Стрелками обозначен момент введения.
Результаты проведенных нами опытов с переливанием 3-5 мл на 1 кг веса дефибринированной крови больных животных (рис. 15) не только полностью подтвердили это предположение, но и дали материал для следующей серии опытов, в которых была предпринята попытка десорбирования токсических веществ со сгустка фибрина, полученного из 300 мл крови животного с экспериментальным каловым перитонитом.
Рис. 15. Реакция мускулатуры тонкой кишки в ответ на внутривенное введение 5 мл/кг веса дефибринированной крови животного с экспериментальным каловым перитонитом. Сверху вниз: сокращения денервированной (д), иннервированной (и) кишечных петель по Тири — Велла- отметка времени (30 секунд).
Стрелками обозначен момент вливания.
С этой целью сгусток фибрина заливали 30—50 мл физиологического раствора и в течение 1 часа встряхивали в шюттель-аппарате, а затем физиологический раствор над сгустком отсасывали. Проведенные исследования показали, что полученные таким образом десорбенты обладают всеми свойствами крови животных с экспериментальным каловым перитонитом (рис. 16). Разница заключалась лишь в большей степени и длительности нарушений моторной деятельности тонкой кишки, а также тяжести клинического состояния животных. Введение даже 2 мл/кг веса десорбента вызывало длительную дрожь, повторную рвоту, одышку, резкое двигательное беспокойство, которое в ряде случаев сменялось выраженной адинамией.
Рис. 16. Реакция гладкой мускулатуры тонкой кишки на внутривенное введение животному 2 мл/кг десорбента с фибрина крови собаки с экспериментальным каловым перитонитом. Сверху вниз: сокращения кольцевой мускулатуры денервированной кишечной петли- сокращения гладкой мускулатуры тонкой кишки через фистулу- сокращения иннервированной кишечной петли по Тири — Велла- отметка времени (30 секунд). Стрелками обозначен момент внутривенного введения десорбента.
В опытах с перфузией гуморально изолированной кишечной петли мы убедились в том, что, так же как и кровь больных животных, десорбент, раздражая рецепторы кишечной петли, вызывает аналогичные описанным выше системные и сопряженные рефлекторные реакции (рис.17). Токсичность веществ, десорбируемых с фибрина, была подтверждена и биологической пробой на белых мышах: внутрибрюшное введение этим животным 3—5 мл десорбента фибрина крови, изъятой у собак на поздней стадии экспериментального калового перитонита, приводило к их гибели.
Рис. 17. Рефлекторная реакция в ответ на введение в сосудистое русло гуморально изолированной кишечной петли десорбента с фибрина крови животного с экспериментальным каловым перитонитом.
Сверху вниз: дыхание- сокращения кольцевой мускулатуры гуморально изолированной кишечной петли- сокращения кольцевой мускулатуры кишечной петли, находящейся в условиях обычного кровоснабжения- сокращения продольной мускулатуры перфузируемой кишечной петли и кишечной петли, находящейся в условиях обычного кровоснабжения- артериальное давление- нулевая линия артериального давления и на ней отметка времени (30 секунд). Стрелками обозначен момент введения десорбента в сосудистое русло гуморально изолированной кишечной петли.