Предлучевой период - гамма-терапия злокачественных опухолей
Видео: Врачи Томского областного онкологического диспансера освоили уникальную методику лучевой терапии
Глава III. ПРЕДЛУЧЕВОИ ПЕРИОД
Видео: Возможности лучевой терапии в лечении опухолей мозга
ЗАДАЧА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЛУЧЕВОГО ПЕРИОДА
Предлучевой период начинается с момента поступления больного в отделение лучевой терапии. Для больного сразу же оформляют «Регистрационную карточку» и начинают «Описание лучевого лечения».
Задача предлучевого периода заключается в разработке плана лучевого лечения и обеспечении его выполнения.
Для выбора тактики лучевого лечения и его правильного планирования нельзя ограничиваться первичной диагностикой- необходимо провести уточненное клиническое исследование с целью убедительного подтверждения основного диагноза и получения дополнительной информации о состоянии отдельных органов и систем организма н общем состоянии больного. Необходимо далее уточнить сведения о патологическом очаге, определить его форму, размеры, основные топографо-анатомические соотношения в области его локализации, т. е. провести топометрию подлежащей облучению части тела.
Опираясь на полученные таким образом сведения, можно работать над составлением плана лучевого лечения, решая ряд клинических, тактических и методических вопросов.
Заключительной частью планирования лучевого лечения является выбор метода и программы облучения больного.
Чтобы приступить к выполнению технической части плана лучевого лечения—отдельных процедур облучения, нужно составить технологию облучения больного на данном гамма-терапевтическом аппарате, т. е. дать полное описание всех дозиметрических условий и технических операций по выполнению каждой процедуры облучения.
В отличие от технического производства и лучевой терапии предмет облучения — больной не является пассивным объектом. Это обусловливает определенную специфику технологического процесса облучения. Течение и исход лучевой терапии определяются не только планом лучевого лечения и технологией облучения, но и поведением больного в курсе лучевой терапии, его физическим и психическим состоянием. Поэтому на протяжении всего предлучевого периода необходимо готовить и самого больного к облучению, создавая для пего благоприятную психологическую обстановку и укрепляя его физически.
По мере решения отдельных вопросов заполняют соответствующие разделы истории болезни и описания лучевого лечения и оформляют другие лечебные и технологические документы.
Предлучевой период должен быть по возможности непродолжительным. Следует проводить все мероприятия предлучевого периода так, чтобы максимально уплотнить его, избежать непроизводительных затрат времени. Это очень важно вследствие опасности прогрессирования злокачественного процесса у больного, а также по организационно-экономическим соображениям.
УТОЧНЕННОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО
Лучевое лечение может быть начато лишь при наличии достоверного диагноза злокачественной опухоли. Пристрастное отношение к этому условию объясняется весьма вероятным появлением тяжелых, необратимых послелучевых изменений, не оправданных в случае неонкологического заболевания.
Как известно, любая хирургическая операция, предпринятая без достоверного диагноза, является в то же время и диагностическим мероприятием. Объем и характер операции могут быть изменены при уточнении диагноза на основе новых данных, обнаруженных во время хирургического вмешательства. Лучевое лечение лишено этих достоинств.
Лечебная тактика при лучевой терапии принципиально иная. Эффективность облучения может быть оценена только после окончания всего курса облучения, доведенного до высоких лучевых нагрузок, закономерно влекущих за собой локальные и общие лучевые реакции. Следует учитывать также психическую травму в случае неоправданного облучения больного.
Для проведения радикальной лучевой терапии почти во всех случаях необходимы сведения о патоморфологических особенностях процесса. Уверенная дифференциальная диагностика обычно сопровождается не только определением вида клеток, соотношения их и стромы, но и выяснением гистогенеза опухоли, оценкой степени вызревания опухолевых элементов. Таким образом, возникает возможность высказать соображения, касающиеся степени злокачественности и вероятной радиочувствительности патологического образования, основанные на оценке степени анаплазии, потери полярности, характере инфильтрации опухоли в окружающей ткани, степени васкуляризации и т. д.
Вот почему производить биопсию у каждого больного перед радикальной лучевой терапией совершенно необходимо. К сожалению, это обязательное условие выполнимо далеко не всегда по ряду причин.
В последние годы с развитием цитологической диагностики пунктатов, смывов и отпечатков, морфологический диагноз опухоли во многих случаях может быть получен без хирургической биопсии. При относительной радиорезистентности опухоли морфологический диагноз устанавливается после удаления ее остатка, в случае запланированного или вынужденного комбинированного лечения с предоперационным облучением. Микропрепараты облученных опухолей являются объектом изучения лучевого патоморфоза.
Целесообразность предбиопсиного облучения в небольших дозах не доказана.
С развитием радиоизотопной диагностики клиническая практика приобрела весьма ценный источник дополнительных данных, который должен быть также использован для обоснования достоверного диагноза. Кроме того, с этой целью должны быть использованы многочисленные инструментальные методы клинических исследований (различные варианты рентгенодиагностики, эндоскопии, лабораторные, биохимические и другие исследования). Однако по достоверности, а главное по специфичности для лучевой терапии получаемые таким образом сведения не равнозначны морфологическим данным. Все сказанное относится к планированию радикальной лучевой терапии.
При планировании п а л л и а т и в и о й лучевой терапии в случаях, когда клиническая картина заболевания, а также материалы предыдущих исследований не вызывают сомнений в достоверности диагноза, можно не настаивать на открытой биопсии, если она затруднена.