тут:

Клиника - желудочно-кишечный тракт - брюшной тиф и паратифы

Видео: Кишечные инфекции

Оглавление
Брюшной тиф и паратифы
Этиология
Эпидемиология
Патогенез
Патологическая анатомия
Клиника
Клиника - сыпь
Клиника - нервная система
Клиника - сердечно-сосудистая система
Клиника - желудочно-кишечный тракт
Клиника - поражение почек, гематологические сдвиги
Классификация
Тифо-паратифозные заболевания у детей и пожилых людей
Особенности клиники паратифов А и В
Брюшной тиф у привитых
Рецидивы
Осложнения и исходы
Осложнения и исходы - кишечное кровотечение
Осложнения и исходы - брюшнотифозный перфоративный перитонит
Осложнения и исходы - осмотр живота, напряжение мышц брюшной стенки
Осложнения и исходы - пульс, язык, гемограмма
Осложнения и исходы - инфекционно-токсический шок
Осложнения и исходы - инфекционно-аллергический миокардит
Дифференциальный диагноз
Бактериологическая диагностика
Серологические методы исследования
Лечение
Лечение кишечного кровотечения
Профилактика
Литература

Видео: Artruda GammA - Токсическая дизентерия

 Изменения структуры и функции желудочно-кишечного тракта при тифо-паратифозных заболеваниях постоянны и закономерны. Язык умеренно (18%) или густо (66,9%) обложен темно-серым налетом и свободен от налета только по краям и на кончике. В результате повышенной порозности сосудов язык отечен, не умещается в предназначенном ему ложе, поэтому по краям языка появляются отпечатки зубов. Часто, особенно при плохом уходе за больным, губы и язык покрыты грязно-серым налетом.

Чем тяжелее протекает заболевание, тем чаще наблюдается характерный темно-черный оттенок налета на языке — «фулигинозный» язык. В прошлые годы «фулигинозный» язык встречался у половины больных, в настоящее время —у 4—15% заболевших. Грязно-черный цвет налета объясняется выходом эритроцитов из расширенных капилляров, разрушением их и прокрашиванием ускоренно гибнущего при тифах поверхностного эпителия языка.
«Тифозный» язык не является патогномоничным проявлением брюшного тифа, так как встречается при сепсисе, крупозной пневмонии, некоторых других заболеваниях, протекающих с выраженной интоксикацией.
При тяжелом течении брюшного тифа нос в силу набухания слизистой оболочки иногда у больных заложен. Поэтому рот открыт, слизистая рта и глотки высыхает. Этому также способствует гипосекреция слюнных желез.
Живот больных чаще (65,5%) вздут, при пальпации чувствителен, а у 20,9% больных умеренно болезнен, особенно в правой подвздошной области. Вздутие живота обусловлено метеоризмом, степень выраженности которого соответствует тяжести болезни. Как проявление кишечного пареза, метеоризм возникает вследствие брюшнотифозной интоксикации. При сравнительной перкуссии справа и слева в правой подвздошной области определяется притупление (симптом Падалки).
Нарушение или отсутствие аппетита в настоящее время встречается в два раза реже, чем в прошлые годы. Определяется нарушение аппетита в силу снижения желудочной секреции в результате специфического брюшнотифозного токсикоза. Угнетение желудочной секреции на высоте болезни может доходить вплоть до ахилии.
Раньше довольно часто, сейчас редко у больных наблюдается понос —3—5 раз в сутки. Стул светло-желтого цвета с крошковатым налетом, напоминает вид горохового супа, раньше он считался типичным (тифозным). В настоящее время чаще наблюдаются длительные запоры. Резких болей в животе при неосложненном тифе почти не бывает. На второй неделе болезни происходит омертвение солитарных фолликулов и пейеровых бляшек. Изредка в этот же период некробиотические процессы наступают в мезентериальных лимфоузлах, что обусловливает болевой синдром. Эти боли всегда необходимо дифференцировать с начальным проявлением перфоративного перитонита. Пальцевое обследование per rectum позволяет установить причину боли. При перитоните дотрагивание пальцем до брюшины резко усиливает чувство боли, в то время как при некрозе лимфоузлов чувство боли не возникает, зато она хорошо выражена при пальпации живота.
По разным авторам увеличение печени при брюшном тифе встречается в 22,6—91,64b (Е. Я. Лаципик, 1946- А. И. Наумов, 1949- Л. А. Серова, 1960). У наблюдавшихся нами больных увеличенная печень обнаружена в 69,1—75,9%, причем у половины обследованных печень была увеличена в размерах в первые 5 дней болезни. Обычно печень выступает из подреберья на 2—3 см, безболезненная, край закруглен. Н. К. Розенберг (1934) считал, что печень увеличивается за счет полнокровия в связи с рефлекторным расширением кровеносных сосудов. Однако исследования последних лет показали наличие выраженного нарушения функции печени.
Изучая функциональное состояние печени при брюшном тифе у детей, О. С. Махмудов (1964) наблюдал тифозный токсический гепатит у 3,4% больных. По данным автора, общее содержание белка в сыворотке крови чаще всего было в пределах нормы (75% больных), при тяжелом течении — снижено (16,2%). Средний уровень альбуминовой фракции белков составил 47,2%, чаще всего эта фракция снижена у больных с тяжелым течением, а также при наличии сопутствующих заболеваний. Повышается у больных содержание альфа-1-, альфа-2- и гамма- глобулинов. Степень выраженности изменений белка и его фракций зависит от тяжести болезни, и более всего изменения обнаруживаются на высоте болезни.
По данным сахарной кривой, у больных установлено быстрое повышение сахара в крови после нагрузки, и продолжительное время уровень сахара остается высоким.
При брюшном тифе у детей наиболее ранима антитоксическая функция печени. Выделение гиппуровой кислоты при среднетяжелом течении болезни составляет 33—63%, а при тяжелом—13—44%. Нормализация этой функции длительное время не наступает, и даже на 41—48-й день болезни показатели антитоксической функции снижены у большинства больных. Протромбинообразовательная функция печени страдает в меньшей степени. Низкое содержание протромбина обнаружено только у 5% детей, больных брюшным тифом. Почти не обнаруживаются нарушения в жировом обмене. Содержание холестерина у всех обследованных больных в пределах нормы (О. С. Махмудов, 1964).
Увеличение селезенки обусловлено гиперплазией пульпы и стромы органа. Раньше при брюшном тифе увеличение селезенки находили в 60—100% (А. Н. Альбов, 1929- II. И. Рагоза, 1935- Е. Я. Лацииик, 1946). Среди наших больных селезенка была увеличенной в 28,3—31,9%. Лучше всего селезенка у больных пальпируется при положении больного на правом боку лицом к врачу. Правда, иногда в этой области пальпируется нижний полюс почки. При определенном навыке удается отличить почку от селезенки пальпаторно. Пальпировать селезенку у больного необходимо осторожно, мягким движением руки, так как описаны случаи разрыва селезенки при брюшном тифе (Witczan, 1969).
Хотя селезенка у больных увеличена часто, но при сильно выраженном метеоризме определить ее при пальпации удается не всегда. В таких случаях перкуссия позволяет выявить истинное ее увеличение.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее