Осложнения и исходы - пульс, язык, гемограмма - брюшной тиф и паратифы
Пульс. Появление перитонита в течении брюшного тифа сопровождается как тахикардией, так и брадикардией. Хотя тахикардия при перитоните встречается часто, но у больных при тяжелом течении нередко наблюдается тахикардия и при неосложненном течении болезни. Поэтому изменения со стороны пульса не являются диагностическим показателем перитонита.
Язык. Осмотр языка - чрезвычайно важный диагностический прием у обычных хирургических больных. Вид языка у больных брюшным тифом ничего характерного не представляет. Он так сильно меняется под влиянием основного заболевания, что никаких дополнительных патологических черт на нем усмотреть обычно не представляется возможным.
Гемограмма. Количество лейкоцитов при начальных этапах брюшнотифозного перитонита может быть сниженным, нормальным и повышенным, поэтому гемограмма не имеет большого диагностического значения.
При современном течении брюшнотифозного перитонита у больных получающих антибиотики, клиническая картина еще больше сглажена, менее выражен болевой синдром или время выраженной боли занимает короткий промежуток.
При диагностике и оперативном вмешательстве позже 12 ч прогноз исхода заболевания ухудшается. С. Е. Карюк (1972) из 23 больных, с брюшнотифозным перитонитом летальный исход наблюдала у 7 больных, причем у 5 из них операции были произведены позже, чем через 24 ч после возникшей перфорации.
Патоморфологические изменения в кишечнике менее выражены при перфоративном перитоните у больных, леченных в ранние сроки брюшного тифа антибиотиками. У этих больных менее ярко выражены местные явления перитонита, редко встречаются множественные перфорации.
В течении перфоративного перитонита можно выделить три стадии. Первая стадия, длящаяся 12 ч, охватывает период, когда процесс постепенно распространяется на всю брюшину. Именно в этой стадии и имеется возможность провести успешное лечение. В период первой стадии в брюшной полости формируется серозный и серозно-фибринозный экссудат. Брюшина у больных гиперемирована. Больные в этот период предъявляют характерные для брюшнотифозного перитонита жалобы, позволяющие поставить правильный диагноз.
Вторая стадия длится также около 12 ч и характеризуется формированием в брюшной полости гнойно-гнилостного экссудата, имеющего в связи с инфицированием брюшной полости кишечной палочкой каловый запах. Общее состояние больного во второй стадии особенно ухудшается, перитонит приобретает характер разлитого, но симптоматика его менее выражена. Температура, если она снизилась, вновь повышается, растет тахикардия. Резко выраженный парез кишечника, обусловленный как брюшнотифозной интоксикацией, так и гнойным воспалением брюшины, значительно стирает клинические проявления перитонита. В результате метеоризма стул задержан, газы не отходят. В этой фазе уже у всех больных в периферической крови нарастает лейкоцитоз, нейтрофилез.
Третья, терминальная, фаза развивается чаще по прошествии 24 ч с момента перфорации. У таких больных состояние крайне тяжелое, часто отсутствует сознание. Черты лица заострены. Симптомы перитонита определяются с большим трудом. На первый план выступают нарушения сердечно-сосудистой системы. Как правило, больные погибают, если даже произведена операция.
Лечение брюшнотифозных перфоративных перитонитов только оперативное. Объем оперативного
вмешательства и исход болезни находится в прямой зависимости от времени, которое прошло с момента прободения. Резекция пораженной кишки показана только в ранние сроки операции. К ней прибегают лишь в случаях множественных поражений или невозможности ушить язву, когда стенки кишок при наложении швов расползаются. В пашей практике только у одного больного был резецирован отрезок кишки длиной около 40 см. Во всех остальных случаях производили ушивание. Чаще приходится производить ушивание прободного отверстия.