Осложнения и исходы - инфекционно-токсический шок - брюшной тиф и паратифы
К осложнениям брюшного тифа и паратифов А и В относится инфекционно-токсический шок. Впервые он описан Laennek в 1831 году.
Инфекционно-токсический, или бактериальный, шок вызывают эндотоксины, преимущественно грамотрицательных бактерий. Но возникает шок при одном обязательном условии — бактериемии. Бактериальный шок редко развивается у лиц моложе 40 лет, причем у мужчин он возникает в 2 раза чаще.
Токсические свойства сальмонелл обусловлены их структурными компонентами. Практически каждый антиген возбудителя токсичен. Но наибольшей токсичностью обладают белки, муконолисахариды, липопротеиды. Не только токсины бактериальной клетки, но и различные биологически активные эндогенного происхождения вещества типа гистамина, серотонина, брадикинина, освобождающиеся из поврежденных клеток тканей под влиянием бактерий, участвуют в развитии шока.
Инфекционно-токсический шок мы наблюдали у 0,76% больных брюшным тифом и у 0,52% больных паратифом В. У большей части больных шок развился при осложнении кишечным кровотечением или перфоративным перитонитом. Внешний вид больного с выраженным коллапсом шокового происхождения довольно характерен. Лицо, конечности, уши холодные, покрыты липким потом. Тоны сердца глухие, пульс частый, нитевидный. Температура тела, как правило, в этот период снижается, иногда до субнормальных цифр. Интенсивность гемодинамических расстройств определяется тяжестью шока. При легкой форме артермальное давление снижается до 90 мм рт. ст., а частота пульса не превышает 120 ударов в минуту. При шоке средней тяжести максимальное давление снижено до 60—70 мм рт. ст., частота пульса в пределах 120—140 ударов. При тяжелом течении шока артериальное давление опускается до 50 мм и ниже, а пульс чаще 140 ударов в 1 мин. Именно при этой форме шока картина его маскируется рано проявляющимся коллапсом, причем коллапс, возникающий при брюшном тифе, может длиться несколько дней и часто заканчивается смертью больного.
Шоковые реакции при тифо-паратифозных заболеваниях могут оказывать иногда и лечебный эффект, вызывая перестройку организма, усиливая фагоцитоз, бактерицидность крови, увеличивая количество пропердина. Некоторые зарубежные авторы в прошлые годы предлагали лечить брюшной тиф шоком, вызванным внутривенным введением вакцин-лизатов тифозных микробов. Такое однократное или повторное введение, по мнению В. Ф. Вогралика (1938), может оборвать заболевание. Можно предполагать, что в основе благоприятного действия шока на дальнейшее течение брюшного тифа лежит тот же механизм, что и при образовании биогенных стимуляторов в отмирающей ткани.
Как и у взрослых, у детей также возможны коллапсы. О. С. Махмудов (1964) наблюдал коллапс при тяжелом течении болезни, в основном у детей с сопутствующими заболеваниями или осложнениями в виде менингоэнцефалита, токсического гепатита, кишечного кровотечения и др. Как и у взрослых, развивается коллапс в основном в ранние утренние часы. Клинически в период предшествовавших коллапсу суток у детей усиливалась адинамия, учащались дыхание, пульс. На этом фоне внезапно развивалось резкое падение температуры, появлялся цианоз губ, похолодание конечностей, холодный пот, пульс был слабого наполнения, а у некоторых он не определялся. При аускультации определялась глухость сердечных тонов, резко выраженная тахикардия. Сознание больного помрачено, отсутствовала реакция на окружающее, отмечено произвольное мочеиспускание. Резко падает артериальное давление.