тут:

Алкогольный параноид - интоксикационные психозы

Оглавление
Интоксикационные психозы
Белая горячка
Клиническая картина белой горячки
Клинические варианты белой горячки
Алкогольный делирий
Течение белой горячки
Дифференциальный диагноз белой горячки
Эпидемиология и прогноз белой горячки
Патологическая морфология белой горячки
Лечение белой горячки
Острый алкогольный галлюциноз
Клиническая картина острого алкогольного галлюциноза
Абортивный вариант острого алкогольного галлюциноза
Острый алкогольный галлюциноз с псевдошизофренной симптоматикой
Подострый алкогольный галлюциноз
Дифференциальный диагноз и лечение острого алкогольного галлюциноза
Хронический алкогольный галлюциноз
Хронический алкогольный галлюциноз без бреда
Хронический алкогольный галлюциноз с бредоподобным включением
Параноидный вариант хронического алкогольного галлюциноза
Рецидивирующий вариант алкогольного галлюциноза
Течение хронического алкогольного галлюциноза
Дифференциальный диагноз хронического алкогольного галлюциноза
Нозологическая сущность хронического алкогольного галлюциноза
Этиопатогенез и лечение алкогольного галлюциноза
Алкогольный параноид
Абортивный вариант алкогольного параноида
Затяжной вариант алкогольного параноида
Этиопатогенез, диагноз и лечение алкогольного параноида
Корсаковский психоз
Клиническая картина корсаковского психоза
Болезнь Маркиафава—Бигнами
Алкогольный псевдопаралич
Атипичные алкогольные психозы
Алкогольная депрессия
Антабусные психозы
Атропинный психоз
Психоз, обусловленный интоксикацией мухоморами
Мескалиновые психозы
Психозы, обусловленные препаратами Cannabis indica
Лизергиновые психозы
Интоксикация окисью углерода
Акрихиновые психозы
Интоксикация тетраэтилсвинцом
Лечение больных хроническим алкоголизмом

Глава IV
АЛКОГОЛЬНЫЙ ПАРАНОИД (алкогольный бред)
Алкогольный параноид представляет собой остро, подостро или хронически протекающий алкогольный психоз, основными симптомами которого является бред (стоящий ближе к первичному бреду), бредовая интерпретация окружающего, тревога, страх и психомоторное беспокойство, выраженное лишь в остром периоде заболевания.
До описания нами клиники этого заболевания и выделение его как самостоятельного алкогольного психоза (1949) в литературе имелись лишь отдельные упоминания о возможности возникновения бредовых психозов в связи с злоупотреблением алкоголя. В зависимости от клинических взглядов автора им давалась та или иная трактовка.
Bleuler объяснял факт возникновения у алкоголиков бреда, не связанного с галлюцинаторными явлениями, чисто эндогенной природой этого психоза. Американские авторы относили бредовый синдром, возникающий у алкоголиков, к шизофреническим и параноидным реакциям. В современных отечественных и зарубежных руководствах по психиатрии алкогольный параноид не выделяется как самостоятельное заболевание (О. В. Кербиков, Н. И. Озерецкий, Е. А. Попов, К. Снежневский, 1958- И. Ф. Случевский, 1961- А. А. Портнов и Д. Д. Федотов, 1965). После опубликования нашей работы появилось обстоятельное исследование А. Г. Гофмана (1961), подтвердившего и развившего концепцию о нозологической самостоятельности алкогольного параноида, а также исследования X. Гасанова (1956, 1964), В. Е. Рожнова (1964), Л. И. Колосова (1962), В. В. Анучина (1963), признавших правомерность выделения алкогольного параноида в самостоятельную нозологическую единицу. Отдельные вопросы, касающиеся алкогольного параноида, трактуются в работах А. Н. Молохова и И. И. Рахальского, Е. Лукомского, П. Ф. Малкина, Б. Д. Солтан, Г. И. Плессо и И. Ф.Мягкова. Наряду с этим описаны атипичные случаи алкогольных паранондов с синдромом психического автоматизма (Г. С. Воронцова, А. Н. Покровский), дорожный вариант алкогольного параноида (А. С. Бобров, И. Б. Талант и И. В. Храмин, Т. Я. Иозефович и др.).
Алкогольный параноид обычно возникает после длительной алкогольной интоксикации, хотя наблюдаются и исключения из этого правила. Приведем некоторые данные наблюдавшихся нами больных алкогольным параноидом.
Из 390 больных в возрасте 21—25 лет было 10 больных, 26—30 лет —70, 31—40 лет —220, 41—50 лет —80, в возрасте 61 года и старше:— 10 больных. 70 больных в прошлом перенесли те или иные алкогольные психозы. Злоупотребляли алкоголем не менее года 26 больных, от 1 года до 2 лет — 34, 3—5 лет — 59, 6—8 лет — 66, 9—10 лет—108, 11—15 лет—92, 16—20 лет —5 больных.
Следовательно, подавляющее число больных злоупотребляло алкоголем свыше 7 лет. Большинство из них употребляли от 0,5 до 1,5 л водки в день, лишь отдельные больные говорили, что они выпивали в день 200—300 л водки. Подавляющее число больных (340) было толерантно к алкоголю и лишь у 50 отмечалась интолерантность к нему. У 330 больных алкогольный параноид развился в абстинентном периоде после резко выраженных алкогольных эксцессов. Свыше 16% наших больных имели в анамнезе травму головы, у остальных больных не было другой патологии, кроме алкогольной интоксикации. Травма головы в анамнезе у больных алкогольным параноидом отмечалась и рядом других авторов (И. Б. Талант, Г. И. Плессо, А. Г. Гофман, Б. М. Берлин, И. Ф. Мягков и др.). В частности, X. А. Гасанов нашел ее у 37,2%, М. А. Розенблат —у 36,6% больных алкогольным параноидом, а П. Ф. Малкин отметил органическую отягощенность у 43,4% больных затяжным алкогольным параноидом и лишь у 6,5% больных с острым течением заболевания. Отягощенная наследственность наблюдалась лишь у сравнительно незначительного числа больных (50 больных, или 15%). Заболевание развивалось у лиц различных конституциональных групп без превалирования какой-либо из них.
В настоящее время среди алкогольных психозов алкогольный параноид занимает, по нашим наблюдениям, третье место по частоте, первые два места принадлежат белой горячке и алкогольному галлюцинозу. Некоторые авторы также указывают на значительную частоту этого заболевания, на его долю приходится от 10 до 25% поступлений с алкогольными психозами в психиатрические больницы (П. Ф. Малкин и А. Е. Янковский, П. А. Доленко, Б. Е. Грачева и Б. Е. Тюльманкова, Л. И. Колосова и др.).

Клиническая картина и течение

В большинстве случаев алкогольный параноид начинается после нерезко выраженных продромальных явлений и характеризуется нарушением сна, параноидной формой мышления, немотивированным страхом, пониженным настроением. Иногда заболевание возникает внезапно, реже исподволь. Основным симптомом заболевания является бред преследования, бред отношения, а в очень редких случаях бред самообвинения, бред ревности, отравления и др. Бредовые идеи конкретны, последовательны, в известной мере систематизированы. Содержание бреда черпается из реальной действительности, бредовые идеи не носят нелепого, потустороннего, замысловатого характера.
Алкогольный бред является первичным, он не возникает и не вытекает из галлюцинаций, как это наблюдается при алкогольном галлюцинозе или белой горячке. Больному кажется, что он совершил какое-то преступление, что за ним следят, его преследуют, в чем- то обвиняют, он обречен, ему угрожают страшные мучения, его казнят, четвертуют, сожгут, «пустят на котлеты», кастрируют, заморозят, отравят, облучат, уморят, сделают смертельные уколы, применят самые жестокие пытки и т. п.
Наряду с бредом у больных значительно изменяется аффективная сфера. Возникают сильный, иногда доходящий до ужаса страх, тревога, беспокойство. Под влиянием страха и бредовой интерпретации окружающей обстановки больные пытаются убежать, кричат: «убивают», «режут», «помогите!» Нередко они обращаются за помощью в органы милиции. Они прячутся в лесу, в канализационных колодцах, на чердаках или в укромных уголках своих квартир. Довольно часто больные убеждены, что вместе с ними погибнет также их семья.
На вопрос врача о том, как они себя чувствуют, отвечают: «Вам все известно», подчеркивая этим свою обреченность и тот факт, что о его судьбе знают не только врач, но и окружающие его лица. Больные отмечают, что окружающие как-то подозрительно на них смотрят, подают какие-то знаки, сигналы, подслушивают, следят за ними, перешептываются. Соседей по палате или медицинский персонал они принимают за переодетых подставных лиц, которые следят за ними. Иногда вследствие бредовых идей отравления больные отказываются от приема пищи, полагая, что в пищу им подкладывают отраву.
Наряду с бредом в начальном периоде заболевания могут иметь место и галлюцинаторные явления — зрительные и слуховые галлюцинации угрожающего характера. Больные видят какие-то фигуры, насекомых, птиц, животных, слышат бранящие, пугающие, угрожающие и устрашающие голоса. Реже наблюдаются обонятельные галлюцинации, больным кажется, что «от пищи чем-то пахнет» (гнилью и т. п.). В большинстве случаев заболевание протекает при сравнительно ясном сознании, в ряде случаев наблюдаются в начальном периоде заболевания обнубиляция или сужение сознания. Галлюцинаторные явления длятся обычно недолго (1—2 дня), и на первый план в последующие дни при алкогольном параноиде выступает бредовой синдром. Критическое отношение к своему состоянию у больных отсутствует. Бред не поддается коррекции. Круг интересов резко сужен.
Поведение больных под влиянием бредовых идей в ряде случаев может представлять социальную опасность как для них самих, так и для окружающих, о чем свидетельствует следующее наблюдение.
У больного С. после 15-летнего злоупотребления алкоголем развился бред преследования. Ему казалось, что его самого и его семью должны подвергнуть жестоким пыткам, а поэтому он предложил своей жене взять сына и пойти броситься под поезд. Никаким уговорам и разубеждениям со стороны жены больной не поддавался. Однажды он взобрался на подоконник своей квартиры на шестом этаже и не слезал оттуда, несмотря на уговоры жены. Был вызван врач, которому больной заявил, что он «с минуты на минуту ждет над собой и своей семьей расправы». Врачу удалось убедить больного сойти с подоконника в комнату. Больной был оставлен под надзор жены, и была вызвана автомашина для перевозки его в больницу. Однако вскоре после ухода врача больному удалось ввести в заблуждение жену и, когда она вышла из комнаты, он схватил своего двухлетнего сына и выбросил его из окна, а затем выбросился сам.
Один больной с алкогольным параноидом убежал из больницы, выбив окно, и бросился под поезд- другой больной, которого сопровождала в больницу мать, в ста метрах от больницы бросился под проходящую грузовую автомашину.
Бредовые идеи отношения при алкогольном параноиде встречаются реже. Больные утверждают, что все к ним плохо относятся, дискриминируют и презирают их, не считают за людей, ущемляют, причиняют им всякие пакости, вредят им и т. д. Иногда бред отношения сочетается с бредом самообвинения. Больным кажется, что они кого-то убили, они отказываются от еды, от лечения, заявляя, что их не стоит лечить, они недостойны, не заработали и т. п.
Различают абортивный, острый, подострый и затяжной, или хронический, алкогольный параноид.
Ранее наблюдалась тенденция к затяжному течению заболевания. Абортивный алкогольный параноид длится от нескольких часов до одних суток. Острый алкогольный параноид протекает от нескольких дней до одного месяца, подострый — до 6 месяцев и затяжной — от 6 месяцев до нескольких лет. В последние 2 года отмечается тенденция к более короткому, абортивному течению заболевания. Из 49 больных алкогольным параноидом, наблюдавшихся нами в 1963—1967 гг., заболевание длилось 1 день у 7 больных, 1—2 дня—у 11, 3—5 дней— у 7, 6—8 дней—у 6, 9—10 дней—у 10, 11 —15 дней — у 3, 16—20 дней — у 1 больного, свыше месяца — у четырех больных.
Из приведенного видно, что алкогольный параноид принял более доброкачественное и короткое течение, поэтому в ряде случаев такие больные наблюдаются и лечатся в амбулаторных условиях.
М. О. Гуревич к группе больных алкогольным параноидом относил главным образом лиц с алкогольным бредом ревности. А. Г. Гофман из 30 наблюдавшихся им больных алкогольным параноидом у 9 больных отмечал острый параноид, у 13 — затяжной, у 4 больных — рецидивирующий. X. Гасанов различает абортивный и шизофреноподобный варианты алкогольного параноида.
Обычно после окончания острого периода алкогольного параноида, в затяжных его случаях, алкогольный бред теряет свою аффективную окраску. У больных исчезает тревога, беспокойство, они делаются более спокойными, «примиряются» со своей участью. Страх резко ослабевает. Постепенно появляется критика к своему состоянию, бредовые идеи блекнут, а затем исчезают, и наступает выздоровление без всякого дефекта личности. Ряд больных, перенесших алкогольный параноид, эпизодически проверялись нами в течение 20 лет, и если они прекращали злоупотреблять алкоголем, то у них не наблюдалось какого-либо дефекта и наступало полное выздоровление. Если же больные продолжали злоупотреблять алкоголем, то у некоторых из них возникали рецидивы алкогольного параноида. В таких случаях можно говорить о рецидивирующем варианте алкогольного параноида. У ряда больных, даже если они продолжали злоупотреблять алкоголем, алкогольного параноида больше не возникало, однако иногда появлялись другие психозы — алкогольный галлюциноз, белая горячка.

Видео: Секреты манипуляции - алкогольный геноцид


Видео: Как избавиться от алкогольной ломки

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее