тут:

Антабусные психозы - интоксикационные психозы

Оглавление
Интоксикационные психозы
Белая горячка
Клиническая картина белой горячки
Клинические варианты белой горячки
Алкогольный делирий
Течение белой горячки
Дифференциальный диагноз белой горячки
Эпидемиология и прогноз белой горячки
Патологическая морфология белой горячки
Лечение белой горячки
Острый алкогольный галлюциноз
Клиническая картина острого алкогольного галлюциноза
Абортивный вариант острого алкогольного галлюциноза
Острый алкогольный галлюциноз с псевдошизофренной симптоматикой
Подострый алкогольный галлюциноз
Дифференциальный диагноз и лечение острого алкогольного галлюциноза
Хронический алкогольный галлюциноз
Хронический алкогольный галлюциноз без бреда
Хронический алкогольный галлюциноз с бредоподобным включением
Параноидный вариант хронического алкогольного галлюциноза
Рецидивирующий вариант алкогольного галлюциноза
Течение хронического алкогольного галлюциноза
Дифференциальный диагноз хронического алкогольного галлюциноза
Нозологическая сущность хронического алкогольного галлюциноза
Этиопатогенез и лечение алкогольного галлюциноза
Алкогольный параноид
Абортивный вариант алкогольного параноида
Затяжной вариант алкогольного параноида
Этиопатогенез, диагноз и лечение алкогольного параноида
Корсаковский психоз
Клиническая картина корсаковского психоза
Болезнь Маркиафава—Бигнами
Алкогольный псевдопаралич
Атипичные алкогольные психозы
Алкогольная депрессия
Антабусные психозы
Атропинный психоз
Психоз, обусловленный интоксикацией мухоморами
Мескалиновые психозы
Психозы, обусловленные препаратами Cannabis indica
Лизергиновые психозы
Интоксикация окисью углерода
Акрихиновые психозы
Интоксикация тетраэтилсвинцом
Лечение больных хроническим алкоголизмом

Глава X ДРУГИЕ ИНТОКСИКАЦИОННЫЕ ПСИХОЗЫ
Антабусные психозы
Применяемые в клинике для лечения больных хроническим алкоголизмом тетурам или его аналоги (антабус, эспираль, дисульфирам, стопатил) не являются индифферентными, безвредными веществами, а в ряде случаев даже без антабус-алкогольных проб вызывают своеобразные психозы. Чаще всего антабусные психозы возникают после проведения антабус-алкогольных проб. Они могут возникать также при передозировке антабуса, при длительной поддерживающей терапии антабусом.
В продромальном периоде заболевания обычно наблюдаются головная боль, головокружение, подавленное настроение, неприятные ощущения в области сердца, побледнение, расстройство сна. В ряде случаев продромальные явления отсутствуют и заболевание начинается без всяких предвестников.
Обычно сознание у больных нарушается, отмечается то оглушенность, то помрачение, то спутанность сознания. Больные дезориентированы в месте, не знают, где они находятся. Окружающая обстановка кажется измененной («люди не те»). Возникают зрительные галлюцинации, показываются страшные люди, животные, насекомые. Больные испытывают сильный страх, в частности страх сойти с ума, страх смерти, нередко отмечается синдром психического автоматизма (синдром Кандинского—Клеерамбо). Высказывают бредовые идеи отношения, преследования. Испытывают такое чувство, будто мысли быстро текут, а речь отстает. Иногда наблюдается чувство раздвоенности своего «я» — наличие второго «я» (одно свое, другое чужое, как-будто сами себя наблюдают со стороны). Нередко у таких больных отмечается бессвязная речь, неадекватная улыбка на лице, беспричинный смех. Клинически такой вариант антабусного психоза напоминает алкогольный делирий с шизофреноподобными включениями. В других случаях на первый план выступают слуховые галлюцинации устрашающего и угрожающего характера, бредовые идеи преследования, а иногда и самообвинения («их будут судить, они совершили преступление» и т. п.). Однако первый этап (галлюцинаторный), напоминающий собой алкогольный галлюциноз, может сменяться делириозно-шизофреноподобным синдромом. Сознание при этом помрачено или спутано, ориентировочные реакции нарушены, больные дезориентированы в месте и времени. Отмечается речевое и моторное возбуждение. Больные вскакивают с кровати, пытаются нанести себе увечье, ударяются лбом об стену или кровать, оживленно жестикулируют, кричат, поют песни, дурашливы. Мышление разорванное. Больные высказывают то бредовые идеи преследования, то идеи величия. Считают, что их гипнотизируют, с помощью гипноза узнают их мысли, их околдовали. Они напряжены, растеряны, негативистичны. Критика к своему состоянию отсутствует. Круг интересов резко сужен. Временами такие больные эйфоричны. В ряде случаев наблюдается переходность синдромов: галлюцинаторного в делириозный, делириозного в шизофреноподобный, в частности в гебефрено-кататоноподобный, гипоманиакального в параноидный, а иногда и в псевдопаралитический. Длительность психоза от нескольких дней до 1—2 месяцев. Исход антабусного психоза благоприятный, как правило, наблюдается полное выздоровление без всякого дефекта, хотя после перенесенного психоза еще некоторое время может наблюдаться астеническое состояние.
При антабусных психозах на энцефалограмме (рис 20) отмечается нерегулярный альфа-ритм. В лобных, правом височном и теменных отведениях наблюдается слабая биоэлектрическая активность. В затылочных и левом височном отведениях наблюдаются альфа-волны с частотой 7—8 колебаний в секунду. Световое раздражение ведет к угнетению альфа-волн и появлению медленных пологих волн.
В качестве примера приводим наблюдение.
Больной Г., 33 лет, наследственность не патологическая. Развивался нормально. Окончил 9 классов. В Великую Отечественную войну был ранен в ногу и живот без повреждения внутренних органов. Злоупотребляет алкоголем с 1943 г. Абстинентный синдром с 1947 г. В последние годы видоизменилось качество опьянения, амнезирует почти весь период опьянения. Наряду с алкогольными напитками злоупотребляет суррогатами алкоголя, вплоть до спиртового лака.

Поступил в больницу для лечения по собственному желанию, так как «замучил всех и сам замучился». Отмечается приглушенность тонов сердца. Локальных знаков со стороны центральной нервной системы не обнаружено. Больной в ясном сознании, эмоционально неустойчив, слабоволен, несмотря на сознание ущерба, наносимого ему алкоголем, не может прекратить пьянство. Критика к своему состоянию снижена, стремится избавиться от своей болезни. Психотических явлений не отмечалось.
После детоксикационного лечения, а также кратковременного лечения апоморфином начато лечение антабусом. За 7 дней получил 3,5 г антабуса. Начал жаловаться на резкие боли в голове, боли в области сердца, одышку. Прием антабуса был отменен в течение 2 дней. После возобновления приемов антабуса вновь возникли боли в голове, понизилось настроение, была проведена антабус-алкогольная проба с дачей 40 мл 40° водки- реакция была умеренной. Спустя 4 дня после антабус-алкогольной реакции возникло острое психотическое состояние, при котором сознание было помрачено. Нарушена ориентировка во времени, не мог назвать правильно месяц и число. Забыл о проводившейся ему антабус-алкогольной пробе. Несколько растерян. Заявляет, что он поступил в больницу для лечения нервной системы, а алкоголем, мол, никогда не злоупотреблял и не имеет малейшего понятия о спиртных напитках. Считает, что в больнице находится 12 лет. Не узнает окружающих его лиц, как медицинский персонал, так и соседей по палате. Не помнит, где и кем работает, не в курсе текущих событий. В последующем больной был оглушен, насторожен, подозрителен. Высказывал нелепые идеи. Испытывал слуховые галлюцинации («пение» и др.). Заявляет, что он играет на аккордеоне, а врач поет и пляшет. Временами возбужден, суетлив, неадекватно улыбается. Речь разорванная, на поставленные вопросы дает неясные ответы, жестикулирует, делает какие-то символические знаки. Отказывается от приема лекарств и еды. Разбил окно в палате, ударил санитарку.
На следующий день состояние больного несколько улучшилось, завтракал, правильно отвечал на вопросы. Вспомнил, что лечился антабусом, что ему проводили пробу, однако просит выписать его. К вечеру вновь был резко возбужден, по бредовым мотивам настойчиво требовал выписать его, был напряжен, подозрителен, злобен считал, что за ним следят. Лишь спустя 9 дней после заболевания состояние больного начало улучшаться, прояснилось сознание, он сделался доступным, исчезла напряженность, дурашливость, правильно отвечал на вопросы. Об имевшем место психотическом расстройстве ничего не помнит. Восстановилась критика к своему заболеванию, появилось желание работать, «увидеть свет». Некоторое время наблюдались явления астении. Спустя 2 недели больной был выписан в хорошем состоянии. После выписки в течение 2 лет чувствовал себя хорошо, никаких нарушений со стороны нервно-психической сферы не отмечалось, от употребления алкоголя больной воздерживался, хорошо работал на производстве, женился. По истечении 2 лет выпил немного пива, а затем виноградного вина. Наблюдалось небольшое покраснение лица, появилась тяга к алкоголю. Поступил вновь в психиатрическую больницу, где было проведено (спустя 2 года) кратковременное лечение антабусом без проведения пробы. Спустя несколько дней возникло состояние некоторого оглушения, у больного появились бредовые идеи величия и преследования, отравления, он писал в разные инстанции письма бредового характера. Больной был напряжен, малодоступен, уклонялся от лечения, ему казалось, что его хотят отравить лекарством, требовал выписки из больницы, объясняя это неотложными делами. В речи отмечались элементы манерности. Критика к своему состоянию отсутствовала. Спустя 19 дней состояние больного начало улучшаться, исчезли бредовые идеи, напряженность, нормализовался сон, -и больной в хорошем состоянии был выписан.
Интерес данного случая в том, что наряду с галлюцинациями, бредовыми идеями здесь имело место расстройство памяти, ретроградная амнезия, охватывающая 12-летний период. Чувствительность у данного больного к антабусу настолько велика, что спустя 2 года после рецидива алкоголизма кратковременное лечение антабусом даже без проведения антабус-алкогольных проб вызвало повторный приступ антабусного психоза, хотя и менее яркий по клинической симптоматике. В таких случаях можно говорить о рецидивирующем антабусном психозе.
Антабусные психозы возникают при приеме антабуса лицами, весьма чувствительными к нему, а также при проведении антабус-алкогольных реакций. Клинические наблюдения показали, что антабусный психоз может развиться также при передозировке антабуса у больных хроническим алкоголизмом, в анамнезе у которых имелась травма головы, или у тех, которые перед лечением антабусом перенесли тяжелый грипп, ангину и др. Поэтому профилактикой антабусных психозов будет соблюдение большой осторожности при проведении антабусной терапии. Антабус следует назначать лишь в небольших дозах: в первые 3 дня не превышающих 1 г, а затем по 0,25 г. Одновременно с антабусом следует назначать комплекс витаминов (В1, В2, В6, С, Р). При появлении признаков антабусной интоксикации (головная боль, головокружение, нарушение сна и т. п.) следует немедленно отменить антабус, сделать 1—2-недельный перерыв, а затем перейти на малые дозы антабуса, не превышающие 0,1 г. Если и при этих дозах антабуса будут возникать указанные выше симптомы, то от антабусной терапии следует отказаться, так как у данного лица имеется повышенная чувствительность к антабусу. Лицам, перенесшим антабусные психозы, лечение антабусом противопоказано ввиду возможности повторного возникновения психоза.

Лечение.

Назначают нейротропные препараты — аминазин, элениум, галоперидол. Одновременно вводят лечебные дозы витаминов — тиамина, пиридоксина, аскорбиновой и никотиновой кислот. Внутривенно — сернокислую магнезию с глюкозой. После купирования антабусного психоза дают в малых дозах транквилизаторы — амиизил, триоксазин, проводят общеукрепляющее лечение.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее