тут:

Параноидный вариант хронического алкогольного галлюциноза - интоксикационные психозы

Оглавление
Интоксикационные психозы
Белая горячка
Клиническая картина белой горячки
Клинические варианты белой горячки
Алкогольный делирий
Течение белой горячки
Дифференциальный диагноз белой горячки
Эпидемиология и прогноз белой горячки
Патологическая морфология белой горячки
Лечение белой горячки
Острый алкогольный галлюциноз
Клиническая картина острого алкогольного галлюциноза
Абортивный вариант острого алкогольного галлюциноза
Острый алкогольный галлюциноз с псевдошизофренной симптоматикой
Подострый алкогольный галлюциноз
Дифференциальный диагноз и лечение острого алкогольного галлюциноза
Хронический алкогольный галлюциноз
Хронический алкогольный галлюциноз без бреда
Хронический алкогольный галлюциноз с бредоподобным включением
Параноидный вариант хронического алкогольного галлюциноза
Рецидивирующий вариант алкогольного галлюциноза
Течение хронического алкогольного галлюциноза
Дифференциальный диагноз хронического алкогольного галлюциноза
Нозологическая сущность хронического алкогольного галлюциноза
Этиопатогенез и лечение алкогольного галлюциноза
Алкогольный параноид
Абортивный вариант алкогольного параноида
Затяжной вариант алкогольного параноида
Этиопатогенез, диагноз и лечение алкогольного параноида
Корсаковский психоз
Клиническая картина корсаковского психоза
Болезнь Маркиафава—Бигнами
Алкогольный псевдопаралич
Атипичные алкогольные психозы
Алкогольная депрессия
Антабусные психозы
Атропинный психоз
Психоз, обусловленный интоксикацией мухоморами
Мескалиновые психозы
Психозы, обусловленные препаратами Cannabis indica
Лизергиновые психозы
Интоксикация окисью углерода
Акрихиновые психозы
Интоксикация тетраэтилсвинцом
Лечение больных хроническим алкоголизмом

Редкой формой хронического алкогольного галлюциноза является такая форма, при которой имеются параноидные симптомы, ближе стоящие к первичному, чем к интерпретативному бреду.
Мы эту форму галлюциноза отмечали у 15 больных. В этих случаях наблюдался более диффузный бред отношения и преследования, имелась тенденция к его систематизации.
Бредовые идеи возникают в остром периоде заболевания. После окончания острого периода бред не блекнет, а, наоборот, имеет небольшую тенденцию к прогрессированию.
Коррекция бреда почти невозможна. Бред в этих случаях не носит нелепого характера. Никогда у этих больных не наблюдается нелепых бредовых идей. Эта форма заболевания в значительной мере развивается на психопатической почве, в основном у патологически замкнутых с параноидными чертами психопатов.
Бред имеет тенденцию к незначительному прогрессированию. Одним больным, правда, приходится находиться в больнице, другие в безалкогольные промежутки не порывают связи с работой.
В качестве иллюстрации приводим наблюдение.
Больной Р., 32 лет. Поступил в больницу с жалобами на слуховые галлюцинации. Отец больного страдал алкоголизмом, умер в 35-летнем возрасте от алкогольного отравления. Отец по характеру был строгим, серьезным, общительным, мать — заботливая, добродушная. Душевнобольных в роду не было. Больной родился IB семье среднего достатка. Рос :и развивался нормально. Семи лет поступил в школу, окончил 5 классов. Ученье давалось с трудом, любил петь, рисовать, играть на  музыкальных инструментах.
В 14-летнем возрасте участвовал в хоре, выступавшем в психиатрической больнице, наблюдал как ведут себя психически больные. Оли произвели на него тяжелое впечатление. После этого начались страхи, на стене видел какие-то изображения. Настроение было плохое, сидел все время дома и рисовал. Вскоре это состояние прошло. В школе товарищей не имел, дружил с девочкой.
В 1928 г. больной перенес малярию, в 1938 г. — воспаление легких. Несколько раз болел гриппом. Работал с 15 лет курьером, затем помощником директора, изучал живопись и стал художником. Половая жизнь с 14 лет. Женился 27 лет. Детей не «имеет. Курит по 25 папирос в день. В 8летнем возрасте впервые был пьян («отец поднес, а потом сам выпил»). Злоупотреблять алкоголем начал с 14 лет. Вначале пил по четверти литра водки и, кроме того, по литру пива.
С 1930 г. стал употреблять большое количество алкоголя. Пил уже ежедневно, по утрам похмелялся. Похмелье было тяжелое, сопровождалось слуховыми галлюцинациями, иллюзиями, кошмарными снами. В 1935 г., помимо водки, пил денатурат, одеколон. Алкоголь вначале создавал хорошее настроение. В 1936 г. после алкогольного абузуса и тяжелых переживаний появилось душевное расстройство. Был помещен в 1-ю Городскую психиатрическую больницу. В это время отмечались слуховые галлюцинации угрожающего характера, бред преследования, суицидальные мысли, подавленное настроение, плохой сон. В больнице был малообщителен, иногда отказывался от еды (голоса говорили, что пища отравлена).
Выписался из больницы спустя 6 месяцев. С этого времени у больного появилась подозрительность, бредовая интерпретация всего окружающего и происходящего вокруг него. Ему казалось, что на него все обращают внимание и все его знают, что за ним следят агенты. Слуховые галлюцинации угрожающего характера не прекращались. После этого больной трижды стационировался с обостренным галлюцинозом, каждый раз выписываясь со значительным улучшением.
Физическое состояние. Больной астенического телосложения, пониженного питания. В легких отмечаются сухие хрипы, тоны сердца приглушены, печень болезненна, слегка увеличена.
Неврологическое состояние. Зрачки широкие, равномерные, реакция на свет удовлетворительная. Сухожильные рефлексы повышены. Патологических рефлексов нет. Отмечается резкий тремор пальцев рук и век, красный стойкий дермографизм.
Психическое состояние. Сознание ясное, ориентировка правильная. Больной малообщителен с окружающими, с медицинским персоналом откровенен, старается постоянно быть с ним в контакте. На вопросы отвечает правильно. Легко вступает в контакт с врачом. Эмоционально лабилен, порой начинает плакать, раздражаться. Отмечается наплыв слуховых галлюцинаций. Во время исследования больной слышит: «Сифилитик паршивый», «Мы тебе покажем!», «Зачем ты рассказываешь о нас, дурак, дурак алкоголик», «Правильно сказали — &bdquo-сифилитик"», «Ха-ха-ха! Вот так дурак».
Голоса его вызывают, ругают, дают советы, заявляют, что над ним делают эксперименты, что пища отравлена.
Высказывает бред следующего характера: окружающих больных считает сотрудниками журнала «Спорт». Они присланы сюда специально выслеживать его, наблюдать его поведение. Возмущается, если какой-либо больной подойдет к нему. Везде ему кажутся подставные лица, следящие за ним. Над «им хотят якобы сделать эксперимент, так как им интересуются врачи. Его хотят женить, чтобы этим вылечить, подсылают ему невест в виде сестер и нянь. Против его составлен заговор организацией борьбы с алкоголизмом, которая везде имеет своих людей под видом больных. Все про него говорят. Считают, что он болен сифилисом и его надо лечить, что он скрыл, что он «сифилитик». Отдельные слова и фразы больных переносит на себя. Например, услышав, как один больной говорил, что через 2 дня его выпишут, заявил, что это относится к нему.
Больным себя не считает, но охотно принимает лекарственные процедуры. Иногда пониженное настроение сменяется веселым. В это время больной пытается подшутить как над больными, так и над собой. Память больного не нарушена. Он читает книги, газеты, журналы, аккуратно выполняет трудотерапевтические работы. Содержит себя всегда опрятно. Речь живая, интонации эмоциональные.
После lVi-месячного лечения больной в состоянии улучшения был переведен в Хотьковскую лечебницу, откуда вскоре был выписан. Больной с перерывами работает художником. Во время светлых промежутков, когда не пьет, состояние его значительно улучшается, бред в этот период частично поддается коррекции, да и сам больной начинает признавать, что, возможно, он на самом деле болен.
Однако даже после кратковременного абузуса бред вновь усиливается, перестает поддаваться коррекции. Слуховые галлюцинации в такие периоды настолько усиливаются, что больной бывает вынужден ложиться в больницу. Но уже после l-3 месячного воздержания от алкоголя состояние больного вновь значительно улучшается.
Бред в данном случае начался во время первой алкогольной психотической вспышки в остром состоянии. Из-за этого больной находился в течение 6 месяцев в психиатрической больнице, выписался он в состоянии улучшения, хотя бред в более мягкой форме и слуховые галлюцинации продолжали оставаться.
Очевидно, в данном случае бред близок к первичному, да и начался он внезапно, в остром периоде. Больному казалось, что его хотят сжечь, уничтожить, отравить. Одновременно отмечались обильные слуховые галлюцинации угрожающего характера. Постепенно бред поблек, однако, несмотря на 6-летнюю давность заболевания, оно не прошло, приняв хроническое течение. Заболевание, если его рассматривать в динамике, протекало волнообразно, обостряясь в период злоупотребления алкоголем и смягчаясь в светлые промежутки. Ввиду наличия у больного бреда отношения и преследования наряду с наплывом слуховых галлюцинаций в данном случае может появиться предположение, что больной страдает шизофренией. Однако эмоциональная живость, временами появляющийся алкогольный юмор, доступность больного, сохранность формальных способностей, умственная живость, естественность его поведения, отсутствие характерных нарушений мышления свидетельствуют о чисто алкогольной природе заболевания.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее