тут:

Интоксикация окисью углерода - интоксикационные психозы

Оглавление
Интоксикационные психозы
Белая горячка
Клиническая картина белой горячки
Клинические варианты белой горячки
Алкогольный делирий
Течение белой горячки
Дифференциальный диагноз белой горячки
Эпидемиология и прогноз белой горячки
Патологическая морфология белой горячки
Лечение белой горячки
Острый алкогольный галлюциноз
Клиническая картина острого алкогольного галлюциноза
Абортивный вариант острого алкогольного галлюциноза
Острый алкогольный галлюциноз с псевдошизофренной симптоматикой
Подострый алкогольный галлюциноз
Дифференциальный диагноз и лечение острого алкогольного галлюциноза
Хронический алкогольный галлюциноз
Хронический алкогольный галлюциноз без бреда
Хронический алкогольный галлюциноз с бредоподобным включением
Параноидный вариант хронического алкогольного галлюциноза
Рецидивирующий вариант алкогольного галлюциноза
Течение хронического алкогольного галлюциноза
Дифференциальный диагноз хронического алкогольного галлюциноза
Нозологическая сущность хронического алкогольного галлюциноза
Этиопатогенез и лечение алкогольного галлюциноза
Алкогольный параноид
Абортивный вариант алкогольного параноида
Затяжной вариант алкогольного параноида
Этиопатогенез, диагноз и лечение алкогольного параноида
Корсаковский психоз
Клиническая картина корсаковского психоза
Болезнь Маркиафава—Бигнами
Алкогольный псевдопаралич
Атипичные алкогольные психозы
Алкогольная депрессия
Антабусные психозы
Атропинный психоз
Психоз, обусловленный интоксикацией мухоморами
Мескалиновые психозы
Психозы, обусловленные препаратами Cannabis indica
Лизергиновые психозы
Интоксикация окисью углерода
Акрихиновые психозы
Интоксикация тетраэтилсвинцом
Лечение больных хроническим алкоголизмом

Окись углерода (СО) образуется при неполном сгорании органических веществ: дров, каменного угля и др., содержится в шахтных и печных газах. Отравление окисью углерода, угарным, светильным газом встречается в рудниках, гаражах, помещениях котельных и т. п. Светильный газ содержит около 10% окиси углерода. Примесь окиси углерода в воздухе даже 0,15% опасна для жизни. В дыму также имеется окись углерода, поэтому вдыхание дыма, в котором всегда содержится значительное количество окиси углерода, может вызвать отравление.
Отравление угарным газом может наблюдаться у людей, живущих в помещениях, отапливаемых железными печами, при преждевременном закрытии труб голландских печей, у истопников, кочегаров. Отравление светильным газом наблюдается при утечке газа из системы отопления, газовых плит и газовых колонок в ванных.
Окись углерода относится к химическим веществам удушающего действия. Попадая в организм через легкие, СО, обладая биологической активностью, вступает в прочную связь с гемоглобином крови, вытесняет из крови кислород, и вызывает асфиксию без остановки дыхания. Основными симптомами интоксикации окисью углерода являются аноксемия, особенно аноксемия мозга, нарушение окислительных процессов, тканевого метаболизма и др. Спектроскопическое обнаружение СО в крови лиц, интоксицированных ею, удается только тогда, когда кровь взята в состоянии тяжелой комы или от трупа. У выживших и выздоравливающих лиц СО исчезает очень быстро.
При легком отравлении СО отмечаются плохое самочувствие, физическая слабость, сухость в горле, шум в ушах, усиленная зевота, тошнота, позывы на рвоту, головокружение, нарушение зрачковых реакций, расширение зрачков, расстройство зрения, оглушенность. При тяжелом отравлении наблюдаются нарушение сознания, эпилептиформные припадки, кома, которая может длиться несколько дней. Смерть наступает от паралича дыхания. В менее тяжелых случаях интоксикации СО сознание восстанавливается и в дальнейшем может развиться ряд психопатологических синдромов, некоторые из которых могут возникать даже спустя некоторое время после интоксикации СО — от 1 до 10 суток. Чаще всего возникает делириозный синдром с галлюцинациями, в основном обонятельными, и резким возбуждением. Реже наблюдаются амнестический симптомокомплекс по типу корсаковского, псевдодементный синдром, явления паркинсонизма вследствие избирательного поражения подкорковых узлов (М. О. Гуревич). Отмечаемая некоторыми авторами последовательность развития синдромов при отравлении СО оглушенность, делирий, корсаковский синдром (А. М. Вегер) — может иметь место лишь в части случаев. Нередко отмечаются кататоно-шизофрено-подобный синдром, гебефренический синдром, синдромы, сходные с клинической картиной прогрессивного паралича, псевдодементный синдром, маниакальное состояние, состояние, сходное с шизофренией, депрессия, истерические реакции, неврозоподобные состояния. Со стороны нервной системы наблюдаются невриты периферических стволов, вестибулярные нарушения, сходные с миньеровским синдромом, тетания, состояния, напоминающие рассеянный склероз, псевдосклероз или стриарные заболевания.

Отравление окисью углерода может провоцировать латентное протекание психических заболеваний, выявлять, подчеркивать и заострять преморбидные черты характера, на что обращали внимание Н. Н. Татаренко, И. Н. Вейнгольд- Рыбкина. Однако и самоотравление окисью углерода может дать психопатологическое состояние, аналогичное шизофреническому процессу. В этом отношении особенно поучителен и демонстративен случай, описанный Klaus Conrad.
Больной Е. Пытаясь оказать помощь своему товарищу, пострадавшему во время взрыва в штольне, спустился к нему и сам подвергся тяжелой интоксикации окисью углерода. После того как был вытащен из штольни, в течение 10 дней медленно приходил в себя. Затем у больного возникли кататоно-негативистические симптомы, причем он часто был агрессивен. Наступившее кратковременное улучшение сменилось затем двигательным возбуждением, агрессивностью. У больного возникли бредовые идеи отравления, он рвал на себе одежду, свои вещи. Появились тревога, слуховые галлюцинации в виде бранных голосов, которые раздавались из- под кровати. Больному казалось, что «а него действуют электрическим током, а в пищу добавляют кал и мочу. В течение 23 лет, которые он провел в больнице, его не удавалось вовлечь в трудовые процессы. Клиническая картина, наблюдавшаяся у больного, представлялась его врачом более близкой « шизофрении, чем к интоксикационному психозу. Больного обследовал выдающийся немецкий психиатр Schneider, подчеркнувший, что он в его статусе не находит ничего экзогенного и считает его заболевание близким к классической шизофрении. В связи с тем что нельзя было недооценить имевшего место у больного тяжелого отравления СО, Schneider высказал также о наличии дополнительной вредности. Лишь после того как больной умер и на секции были обнаружены тяжелые деструктивные изменения в головном мозге, мозжечке и pallidum, обусловленные интоксикацией СО, была установлена истинная природа заболевания.
Приводя этот случай, Klaus Conrad делает правильное замечание, что если бы те же отделы головного мозга, которые были повреждены грубо анатомически, были поражены лишь функционально в виде гистохимических изменений, то это могло бы указывать на возможную патофизиологию шизофренического процесса.
Со стороны соматической сферы в тяжелых случаях отравления СО наблюдаются гнойный плеврит или пневмония (В. А. Гиляровский), точечные кровоизлияния на слизистых и серозных оболочках. В сравнительно нетяжелых случаях интоксикации СО выздоровление может быть полным или с явлениями дефекта, который в дальнейшем не выравнивается, не компенсируется полностью. В ряде случаев наблюдаются еще длительное время явления астении, сужение круга интересов или аболия с отсутствием всяких интересов, слабость суждения и запоминания.
Когда в клинике интоксикации окисью углерода имеет место простой неосложненный психоз, в основном делириозный синдром с нарушением сознания, дезориентировкой, спутанностью, прогноз в смысле восстановления нарушенных функций обычно хороший. Шизофреноподобные синдромы с яркими галлюцинаторными явлениями менее благоприятны в смысле полного выхода из психопатологического состояния без дефекта. Неблагоприятным прогноз может быть и при корсаковском симптомокомплексе, обусловленном интоксикацией СО. Пожилой возраст и сосудистые заболевания значительно отягощают прогноз. Исходные стадии после тяжелого отравления окисью углерода иногда характеризуются деменцией, расстройством памяти и др.
При отравлении СО наблюдались также случаи базедовизма, что свидетельствует о ее воздействии на промежуточный мозг. Базедовизм после интоксикации СО может протекать с эпилептическими припадками, импотенцией и расстройством желудочно-кишечного тракта. В сравнительно нетяжелых случаях отравления СО выздоровление бывает полным.

Патологическая морфология.

Отмечаются диффузные дегенеративные изменения нервных клеток в коре, передних рогах спинного мозга и особенно в относящихся к экстрапирамидной двигательной системе подкорковых узлах (в основном в pallidum)- этими последними изменениями объясняют наличие паркинсонизма (М. О. Гуревич). В случае тяжелого отравления с развившимся спустя 10 дней после него кататоно-негативистического синдрома, длившегося 23 года, на секции были обнаружены обширные симметрично расположенные очаги разрушений в лобной и затылочных долях большого мозга, двусторонний склероз аммонова рога, атрофический процесс в одном полушарии мозжечка и очаговые симметричные некрозы в передней трети pallidum, что свойственно тяжелой аноксемии мозга вследствие отравления CO (Roeder-Kutschan и Scholz, Wolfing).
Н. Н. Рейнгольд-Рыбкина, вопреки имеющемуся мнению, что интоксикация СО вызывает диффузный деструктивный процесс в мозговой коре и симметричные очаги размягчения нервной ткани, полагает, что деструктивные изменения нервной системы при отравлении СО невелики и на первом этапе бывают диффузными, имитируют органические изменения психики. Автор считает, что в своем большинстве эти изменения обратимы, носят функциональный характер.
Однако свое предположение Н. Н. Рейнгольд-Рыбкина не подкрепляет соответствующими патологоанатомическими исследованиями.

Лечение.

Пострадавшего при остром отравлении СО следует немедленно вывести на свежий воздух. При коме назначают сердечные препараты, средства, стимулирующие дыхание, нередко прибегают к реанимации. При психозах, обусловленных отравлением окисью углерода, проводят витаминотерапию (особенно полезен витамин B1), назначают глутаминовую кислоту, при галлюцинаторно-бредовом синдроме показаны элениум, аминазин, трифтазин. Нередко благотворное влияние оказывают внутримышечные инъекции бийохинола по 2 мл в 3 дня с таким расчетом, чтобы за курс лечения было введено 40 мл.
В необходимых случаях, при явлениях резко выраженной астении, назначают стимуляторы нервной системы — настойку женьшеня, настойку аралии маньчжурской и др.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее