тут:

Эпидемиология и прогноз белой горячки - интоксикационные психозы

Оглавление
Интоксикационные психозы
Белая горячка
Клиническая картина белой горячки
Клинические варианты белой горячки
Алкогольный делирий
Течение белой горячки
Дифференциальный диагноз белой горячки
Эпидемиология и прогноз белой горячки
Патологическая морфология белой горячки
Лечение белой горячки
Острый алкогольный галлюциноз
Клиническая картина острого алкогольного галлюциноза
Абортивный вариант острого алкогольного галлюциноза
Острый алкогольный галлюциноз с псевдошизофренной симптоматикой
Подострый алкогольный галлюциноз
Дифференциальный диагноз и лечение острого алкогольного галлюциноза
Хронический алкогольный галлюциноз
Хронический алкогольный галлюциноз без бреда
Хронический алкогольный галлюциноз с бредоподобным включением
Параноидный вариант хронического алкогольного галлюциноза
Рецидивирующий вариант алкогольного галлюциноза
Течение хронического алкогольного галлюциноза
Дифференциальный диагноз хронического алкогольного галлюциноза
Нозологическая сущность хронического алкогольного галлюциноза
Этиопатогенез и лечение алкогольного галлюциноза
Алкогольный параноид
Абортивный вариант алкогольного параноида
Затяжной вариант алкогольного параноида
Этиопатогенез, диагноз и лечение алкогольного параноида
Корсаковский психоз
Клиническая картина корсаковского психоза
Болезнь Маркиафава—Бигнами
Алкогольный псевдопаралич
Атипичные алкогольные психозы
Алкогольная депрессия
Антабусные психозы
Атропинный психоз
Психоз, обусловленный интоксикацией мухоморами
Мескалиновые психозы
Психозы, обусловленные препаратами Cannabis indica
Лизергиновые психозы
Интоксикация окисью углерода
Акрихиновые психозы
Интоксикация тетраэтилсвинцом
Лечение больных хроническим алкоголизмом

Эпидемиология белой горячки

Эпидемиология белой горячки пока в должной мере не изучена, хотя ранее этому вопросу уделялось большое внимание. В странах, где употребляются в основном крепкие алкогольные напитки, белая горячка встречается чаще, чем там, где главным образом распространены слабые алкогольные напитки (пиво, виноградное вино, сидр).
По данным А. Д. Суздальского (1912), до первой мировой войны у 25% всех поступавших в психиатрическую больницу алкоголиков отмечалась белая горячка. В настоящее время это соотношение значительно изменилось и количество заболеваний белой горячкой стало меньше.
В руководимой нами специальной клинике для лечения алкоголиков за 12-летний период, с 1930 по 1941 г. на 18 000 поступивших больных только у 1149 была диагностирована белая горячка и у 1256 — алкогольный галлюциноз (другие психозы занимали небольшое место). С 1960 по 1966 г., когда клиника стала обслуживать лишь несколько районов, из поступивших больных белой горячкой страдали 554, острым алкогольным галлюцинозом—106, хроническим алкогольным галлюцинозом— 13, алкогольным параноидом — 39, бредом ревности алкоголиков — 25, корсаковским психозом — 3, болезнью Гайе—Вернике—3 больных.
Таким образом, в настоящее время первое место среди алкогольных психозов занимает белая горячка, второе— острый алкогольный галлюциноз, третье — алкогольный параноид, затем бред ревности. Корсаковский психоз и болезнь Гайе—Вернике в настоящее время, по данным этой клиники встречаются очень редко.
Однако эти цифры тоже не отражают истинного положения, так как в данную больницу больные алкогольными психозами, вполне естественно, принимались в первую очередь и безотказно, а больные хроническим алкоголизмом — лишь после специального отбора.

Прогноз

При выраженных формах белой горячки прогноз всегда следует делать с известной осторожностью, поскольку нельзя вначале предусмотреть как тяжелых осложнений, так и злокачественного течения заболевания. О тяжести заболевания можно судить хотя бы на основании статистических данных о большой смертности от него, которая колеблется, по данным различных авторов, от 0,2 до 40%, а в особо злокачественных, молниеносно протекающих случаях летальность достигает самых высоких пределов.
В фебрильных случаях белой горячки, по данным Мапьяна, смертность достигала 30—40%. По сведениям венской психиатрической клиники (Klemperer, 1932), из 50 больных белой горячкой, леченных алкоголем и строфантом, 32 умерли.
В наблюдениях Bonhoeffer (1896), изучившего 1000 больных белой горячкой, смертность составила 9%. Ряд других авторов приводят несколько иные цифры. Так, например, смертность от белой горячки, по данным Киргофа, составляла 20%, по данным Э. Крепелина—3,4%, по данным Блейера (в неосложненных случаях)

  1. 1,2%, Флексига—1,2%. В изученных нами с 1930 до 1956 г. 1149 случаях белой горячки смертность равнялась 0,4%, а из 540 больных, наблюдавшихся нами с 1956 по 1966 г., умерло 7 человек, т. е. 1,27%.

Неодинаковые данные разных авторов, касающиеся смертности при белой горячке, можно объяснить тем, что они наблюдали различных по тяжести заболевания больных, и не везде проводилось адекватное лечение. Наши наблюдения, охватывающие 40-летний период, свидетельствуют о том, что в последние годы белая горячка протекает более злокачественно и смертность при ней выше, чем в довоенные годы. В настоящее время чаще наблюдаются как злокачественно протекающие клинические варианты белой горячки, так и тяжелые осложнения в виде пневмонии, пареза кишечника, алкогольной энцефалопатии типа болезни Гайе—Вернике и др. Мы к прогностически неблагоприятным симптомам относим очень высокую температуру тела (39—41°), глубокое помрачение сознания, сопорозное состояние, парезы глазных мышц, парезы кишечника, явления сердечно-сосудистой недостаточности, очень учащенное (до 48 в минуту и выше) дыхание типа Куссмауля (частое прерывистое дыхание с затрудненным выдохом), судорожные подергивания мышц и отдельных конечностей, смазанную бессвязную речь, бормотание. Coirault и Laborit (1956) неблагоприятными симптомами при белой горячке считают повышение температуры тела выше 40°, гиперазотемию, которая, по их мнению, нарастает параллельно с повышением температуры, сухость не только языка, но и слизистых оболочек, гипотонию глазных яблок, которая будто бы отражает катастрофически нарастающее обезвоживание организма. Смертельные исходы, по данным этих авторов, часто бывают связаны      с          сердечно-сосудистой недостаточностью.
По нашим наблюдениям, тяжелые случаи белой горячки, осложняющиеся воспалением или отеком легких, острой сердечно-сосудистой недостаточностью с резкими колебаниями артериального давления, тенденцией к резкому его снижению и внезапно наступающему коллапсу, дают большой процент смертности, а при абортивно или легко протекающих случаях белой горячки смертельных исходов не наблюдается.
Мы не говорим здесь о молниеносно протекающих смертных случаях белой горячки, при которых смертельный исход наступает на 1-й или 2-й день заболевания. Следует также иметь в виду, что в известной мере на исход заболевания влияют также своевременное стационирование, правильно организованное наблюдение и лечение. В больницах со специализированными отделениями для лечения алкогольных заболеваний, в том числе алкогольных психозов, смертность несомненно ниже, чем в общепсихиатрических больницах. При надлежащем лечении и правильно организованном уходе в подавляющем большинстве случаев у больных белой горячкой можно добиться положительных результатов. Однако, что вполне естественно, не зная в должной степени этиопатогенеза заболевания, мы пока не можем лечить белую горячку успешно во всех, особенно в тяжелых случаях, поэтому при этом заболевании еще и наблюдается значительная смертность даже сравнительно молодых людей или лиц среднего возраста.
Однако можно надеяться, что со временем, когда будут вскрыты этиопатогенетическая сущность заболевания, его патофизиологические и биохимические механизмы, смертность снизится и летальный исход будет считаться редким явлением.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее