тут:

Уменьшение интенсивности суммарного аверсивного воздействия на ребенка - обезболивание при лечении и удалении зубов у детей

Оглавление
Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей
Рецепторный аппарат и афферентные проводники зубной боли
Цитоархитектоника ядер тройничного нерва
Восходящие проекции ядер тройничного нерва и афферентов пульпы зуба
Эндогенные системы и механизмы регуляции зубной боли
Структура болевой реакции и гемодинамические сдвиги, возникающие при раздражении пульпы зуба
Изменение болевой чувствительности и стресса под влиянием транквилизаторов
Модуляция эндогенных болеутоляющих систем мозга
Влияние транквилизаторов на психоэмоциональное состояние, вызванное ожиданием боли
Изменение болевой чувствительности и эмоционально-болевого стресса под влиянием комбинаций транквилизаторов с анальгетиками
Поведение детей во время лечения зубов
Факторы, влияющие на поведение детей во время лечения зубов
Прогнозирование поведения детей во время лечения зубов
Клиническая оценка эффективности некоторых психотропных фармакологических средств
Комплексное планирование мероприятий по обезболиванию при лечении и удалении зубов у детей
Приемы обезболивания и коррекции психоэмоционального состояния у детей при лечении и удалении зубов
Повышение порога болевой чувствительности
Уменьшение интенсивности суммарного аверсивного воздействия на ребенка
Электроодонтоаналгезия
Аппликационная анестезия твердых тканей зуба и пульпы
Аппликационная анестезия слизистой оболочки полости рта
Инъекционное обезболивание
Инфильтрационное обезболивание
Безыгольные инъекторы
Проводниковое обезболивание
Общее обезболивание при лечении и удалении зубов
Показания к применению общего обезболивания
Подготовка детей к лечению зубов под общим обезболиванием
Проведение общего обезболивания
Ведение ребенка в посленаркозном периоде
Возможные осложнения при проведении общего обезболивания у детей
Список литературы

УМЕНЬШЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ СУММАРНОГО АВЕРСИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОВ
Разбирая вопрос о создании и поддержании лечебноохранительного режима в детских стоматологических учреждениях, мы, по существу, перечислили пути ослабления интенсивности относительно отрицательных воздействий, которым подвергается ребенок во время лечения зубов: шум работающей бормашины- вид колющих, режущих предметов-`доносящийся плач, крик из кабинета и т. п.
Второй составной компонент суммарного аверсивного воздействия, носящий абсолютно отрицательный характер,— вибрация, возникающая во время обработки твердых тканей зуба бором. Выраженность вибрации определяется, по крайней мере, четырьмя основными факторами: 1) высотой режущих зубцов на рабочей части бора и расстоянием между ними (чем меньше диаметр бора, тем чаще расположены зубцы и ниже их высота)- 2) скоростью вращения бора- 3) точностью центровки бора в наконечнике- 4) твердостью обрабатываемых тканей (дентин, эмаль). Поэтому для ослабления интенсивности вибрации как отрицательного воздействия раскрытие кариозной полости (особенно препаровку в области эмалеводентинной границы) следует производить бором среднего диаметра при максимальной скорости вращения, лучше всего — турбинной бормашиной и бором с алмазным покрытием. Препаровку более глубоких отделов кариозной полости, особенно в молочных зубах, следует осуществлять при небольшой скорости вращения бора.
Третий составной компонент суммарного аверсивного воздействия — болевая афферентация (боль). По механизму возникновения она связана с механическим и термическим воздействием на рецепторный аппарат зуба. Что же касается интенсивности болевой афферентации, то она находится в прямой зависимости от следующих факторов: 1) близости пульпы;

  1. скорости вращения бора (точнее, линейной скорости резания тканей зуба, которая зависит как от скорости вращения бора, так и от его диаметра: чем больше диаметр бора, тем выше линейная скорость резания);
  2. давления, оказываемого бором на ткани зуба- 4)   продолжительности периода непрерывного контакта вращающегося бора с обрабатываемыми тканями зуба. Поэтому, чем ближе кариозная полость располагается к пульпе, тем меньше должно быть давление, оказываемое бором на ткани зуба, меньше линейная скорость резания тканей (работа при небольших скоростях вращения бора) и короче продолжительность периодов непрерывного контакта вращающегося бора с обрабатываемыми тканями.

Существенно влияет на интенсивность болевой афферентации острота бора. При тупом боре для получения нужного эффекта во время препаровки кариозной полости врачу приходится увеличивать силу давления бором на ткани зуба и продолжительность периодов непрерывного контакта бора с обрабатываемыми тканями. Возрастает и общая продолжительность препарирования полости. Все это, вместе взятое, усиливает интенсивность болевого воздействия и снижает порог переносимости боли. Поэтому качество инструментов (наличие острых боров разной формы и величины, хорошо отцентрированных наконечников) и оборудования (скоростные бормашины), позволяющие осуществлять препарирование твердых тканей зуба быстро и в рациональном режиме, имеет непосредственное отношение к проблеме обезболивания, так как уменьшает болевое ощущение.
Изложенный нами подход к комплексному решению вопросов обезболивания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка нельзя назвать простым. Зато нет большего удовлетворения, чем радость от сознания того, что, несмотря на все трудности, удалось закончить лечение ребенка, не причинив ему ни физических, ни душевных страданий. Тот, для кого чуждо это чувство удовлетворения, радости, для кого «больной зуб» заслоняет ребенка как личность, превращается из врача в ремесленника.
Следует отметить, что проблема индивидуального подхода к обезболиванию при лечении зубов у детей легче решается при проведении плановой санации полости рта децентрализованным методом. Детские участковые стоматологи уже через l—2 года работы достаточно хорошо знают обслуживаемый ими контингент детей, знают и ребят, которые проявляют выраженное  негативное отношение к лечению. Специальные пометки об этом в санационной карте могут облегчить врачу составление рационального графика санации класса с первоочередным вызовом указанной категории детей. Такие пометки в санационной карте о поведении ребенка во время лечения целесообразно делать и при проведении плановой санации полости рта централизованным методом. Они помогут врачу смотрового кабинета во время очередного проведения санации полости рта в прогнозировании поведения ребенка, а значит, и в составлении индивидуального плана обезболивания. Необходимо лишь помнить, что проявленный сегодня ребенком негативизм к лечению зубов не обязательно в той же мере будет наблюдаться в следующий раз. Объясняется это тем, что поведение детей во время лечения зубов определяется многими факторами, а роль и влияние каждого из них могут существенно меняться на протяжении года. Поэтому, несмотря на важность регистрации в санационной карте сведений о поведении ребенка, каждый очередной прогноз должен основываться в первую очередь на глубокой оценке его психоэмоционального состояния в данный момент.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее