Поведение детей во время лечения зубов - обезболивание при лечении и удалении зубов у детей
Глава 2
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОВ, ЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Как отмечалось выше, в структуре комплексной реакции организма человека на ситуацию, связанную с пребыванием в стоматологическом кабинете и проведением различных лечебных мероприятий, можно выделить вегетативный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Считается, что степень изменения таких показателей вегетативной реакции организма, как учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, снижение электрокожного сопротивления или повышение скорости потоотделения, температуры тела коррелирует с выраженностью эмоционального напряжения [Власова Г. И., 1972- Sergl Н., 1968- Petrov Р., 1968- Simpson W. et al., 1974- Hryniewiecki A., 1976- Gunther Н., 1979, и др.].
Шкала оценки отношения ребенка к лечению зубов
Характер отношения | Оценка в баллах | Основные экспрессивные признаки |
Позитивное | 5 | Доброжелательность по отношению к врачу,выражающаяся улыбкой, быстрым и охотным выполнением его команд- живойинтерес к окружающей обстановке |
Нейтральное Видео: Лечение после удаления зуба: обезболивающие, антибиотики, полоскание | 4 | Спокойное поведение с четким и своевременнымвыполнением команд врача |
Начальные признаки негативного | 3 | Гримаса неудовольствия, напряженная поза,настороженность, замедленное выполнение команд врача Видео: Как лечить зубы во время беременности? - Доктор Комаровский |
Негативное преодолимое | 2 | Слезы, негативная речевая активность,повышенная двигательная активность, резко замедленное выполнение командврача |
Негативное непреодолимое | 1 | Крик, плач, защитная двигательная реакция,отказ выполнять команды врача |
Что же касается поведенческого компонента в реакции ребенка, то он более многообразен и разнопланов. Уровень эмоционального напряжения в большей мере отражает мимика, меняющаяся в широком диапазоне от приветливой улыбки до маски страха, ужаса на лице. А вот двигательная активность при одном и том же уровне эмоционального напряжения может существенно различаться как по характеру, так и по выраженности. Одни дети, испытывая сильный страх, проявляют повышенную общую двигательную активность, отворачиваются от врача, отталкивают его руки с инструментами и даже предпринимают попытки к бегству из зубоврачебного кресла- другие дети напрягаются и замирают.
Рис. 12. Усиление негативизма в поведении школьников на подготовительных этапах по мере увеличения их аверсивности и во время лечения.
Этапы исследования: 1 — вход в кабинет- 2 — приближение врача- 3 — вопрос врача: «Будем лечить зубы?>- 4 — обследование полости рта- 5 — включение бормашины и команда: «Открой рот!»- 6 — лечение, т. е. препарирование кариозной полости.
При этом часть из них, хотя и с явной неохотой, задержкой во времени, открывает рот и дает врачу возможность закончить лечение, тогда как некоторые, находясь в состоянии своеобразного ступора, плотно сжимают челюсти, прикрывают рот руками, лишая тем самым врача возможности проведения лечения. Чтобы правильно оценить состояние ребенка и выбрать оптимальный путь к преодолению испытываемого им страха, детский стоматолог обязан учитывать и анализировать все перечисленные компоненты комплексной реакции ребенка на ситуацию, связанную с пребыванием в стоматологическом кабинете. В первую очередь и в большей мере врач, естественно, обращает внимание на те компоненты поведенческой реакции, которые выражают отношение ребенка к лечению зубов, так как они во многом определяют условия его работы, возможность быстрого и качественного завершения лечения.
Варианты отношения школьников разных возрастных групп к лечению зубов
Частота зарегистрированных вариантовотношения (%) | |||
Характер отношения | Младший школьный возраст (1—4-й класс) | Средний школьный возраст (5—8-й класс) | Старший школьный возраст (9—10-й класс) |
Позитивное Нейтральное | 9,1 | 11,5 | 26,2 Видео: Можно ли удалять зубы во время беременности? - Доктор Комаровский |
Начальные признаки негативного Видео: Лечение зубов при беременности, стоматология Dental treatment during pregnancy | 43,1 | 51,5 | 54,3 |
Негативное преодолимое | 42,2 | 32,4 | 13,8 |
Негативное непреодолимое | 5,6 | 4,6 | 5,7 |
По характеру, а точнее по выраженности негативизма, можно выделить пять вариантов отношения ребенка к ситуациям, связанным с подготовкой к лечению и непосредственно лечением либо удалением зубов: позитивное, нейтральное, начальные признаки негативного, негативное преодолимое и негативное непреодолимое [Соловьев М. М., Игнатов Ю. Д. и др., 1982]. Краткий перечень основных экспрессивных признаков, характеризующих каждый из этих вариантов отношения, с оценкой в баллах приведен в табл. 4. Негативизм к лечению проявляется в поведении детей школьного возраста задолго до его начала, т. е. еще на таких подготовительных этапах, как вход ребенка в кабинет, приближение врача, вопрос его: «Будем лечить зубы?»- обследование полости рта с помощью зеркала и зубоврачебного зонда- включение бормашины и команда: «Открой рот!» (рис. 12).
Такая же закономерность в появлении и нарастании выраженности признаков негативного отношения к лечению зубов у детей дошкольного возраста была выявлена С. И. Фроловой и И. В. Мирошниченко (1972), а у детей школьного возраста — Ю. А. Федоровым с соавт. (1974).
Высокая распространенность среди детей негативного отношения к стоматологическим вмешательствам затрудняет лечение зубов, а в ряде случаев делает невозможным завершение его без применения общего обезболивания (табл. 5). Поэтому успешное преодоление трудностей, с которыми встречаются детские стоматологи при решении задачи 100 % охвата плановой санацией детей, невозможно без раскрытия механизмов формирования такого негативизма, как базы для становления научно обоснованных программ по формированию позитивного отношения детей к лечению зубов. Такое позитивное, глубоко мотивированное отношение, помогая ребенку преодолеть неприятные и порой болезненные ощущения, определяет основную линию его поведения в стоматологическом кабинете — стремление к сотрудничеству с врачом для быстрого завершения лечения.