Ведение ребенка в посленаркозном периоде - обезболивание при лечении и удалении зубов у детей
ВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПОСЛЕНАРКОЗНОМ ПЕРИОДЕ
После окончания стоматологического вмешательства еще на «выходе» из наркоза извлекается тампонирующий материал, проводится тщательный туалет полости рта. При появлении первых признаков сознания у ребенка можно снять маску или убрать назофарингеальную трубку, катетер. Межзубную распорку лучше не удалять до пробуждения. До полного пробуждения ребенок находится в стоматологическом кресле в полугоризонтальном положении или в положении сидя.
При появлении (накапливании) в полости рта слизи и крови необходимо их удаление с помощью отсоса, а при возможности уже самостоятельных действий со стороны ребенка следует заставлять его сплевывать. Мы подчеркиваем эти моменты в связи с тем, что именно при пробуждении раздражающее влияние любых инородных тел, в том числе и слизи, может провоцировать рвоту и другие осложнения.
В посленаркозной комнате ребенка следует положить на кушетку в положении на боку, укрыть одеялом.
Период пробуждения является одним из ответственных моментов анестезии, поскольку в этот период могут наблюдаться наиболее часто такие осложнения, как рвота с последующей аспирацией, ларинго- и бронхиолоспазм и т. п.
По окончании периода пробуждения наступает следующий этап, так называемый период посленаркозной депрессии. Посленаркозная депрессия более длительна при анестезии с использованием фторотана, сочетанного применения седуксена и сомбревина, вариантов атаралгезии, мононаркоза кетамином и менее продолжительная при аналгезии закисью азота, пентраном, внутривенных наркозах пропанидидом, альтезином. Чем кратковременнее наркоз и стоматологическое вмешательство, тем короче период посленаркозной депрессии.
Для посленаркозной депрессии характерно постепенное восстановление всех показателей гомеостаза, и в первую очередь психофизиологических функций. Под влиянием общих анестетиков наблюдаются изменения умственной деятельности, интегративных процессов мышления, памяти, внимания, снижение и дискоординация двигательных реакций, зрительно- моторной реакции и т. п. Изучение восстановления указанных показателей у взрослых позволяет относительно точно рассчитать время окончания посленаркозной депрессии и дать рекомендации о поведении пациента вне медицинского учреждения.
Так, например, Г. И. Ермилина (1972) отмечает, что после 30-минутного ингаляционного наркоза смесью фторотана, закиси азота и кислорода ясное сознание восстанавливается через 6—10 мин после отключения подачи фторотана и закиси азота- функциональные показатели внимания, памяти и умственной работоспособности — через 30 мин после пробуждения- время психомоторных реакций — не ранее, чем через 60 мин от начала пробуждения. Последний показатель в целом и определяет срок пребывания пациента после наркоза в стоматологической поликлинике.
В.Н. Александров (1973) указывает, что после масочного наркоза смесью фторотана, закиси азота и кислорода продолжительностью 20—25 мин пациент должен находиться в поликлинике не менее 60 мин. При наркозе той же смесью у детей Е. В. Басманова (1969) рекомендует наблюдение в поликлинике после пробуждения в течение 30—60 мин.
Восстановление времени психомоторных реакций, памяти и общей психической работоспособности у пациентов после моноанестезии сомбревином происходит спустя 20—30 мин после пробуждения, при использовании сбалансированной анестезии седуксеном и сомбревином — в течение 30—60 мин. Однако в последнем случае, как отмечает В. Н. Александров (1973), долговременная (отсроченная) память восстанавливается только через 90—120 мин.
Более короткое время (40—50 мин) требуется для посленаркозного наблюдения в том случае, если применяется непродолжительная анестезия кетамином в сочетании с сомбревином. Наиболее длительной является посленаркозная депрессия при внутривенном наркозе кетамином (до нескольких часов).
В клинической практике наиболее часто вопрос о возможности ухода ребенка из поликлиники решается на основании оценки его состояния (клинического осмотра), адекватности поведения, включая правильную ответную реакцию на ситуационные изменения окружающей обстановки, устойчивости походки при передвижении с открытыми и закрытыми глазами.
Е. А. Дамир (1982) указывает, что выписка больного домой из поликлиники является наиболее ответственным этапом в работе анестезиолога, который должен принять персональное решение по этому вопросу или, в противном случае, госпитализировать больного при любых осложнениях операционного и послеоперационного периода.
Необходимо информировать взрослых, сопровождающих ребенка, о симптомах, при развитии которых следует обратиться за медицинской помощью. Кормить ребенка при отсутствии тошноты и рвоты можно через 1,5 ч после пробуждения. Вначале дают воду, затем полужидкую пищу и на следующий день — обычный стол.