Восходящие проекции ядер тройничного нерва и афферентов пульпы зуба - обезболивание при лечении и удалении зубов у детей
ВОСХОДЯЩИЕ ПРОЕКЦИИ ЯДЕР ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА И АФФЕРЕНТОВ ПУЛЬПЫ ЗУБА
Нейроны сенсорного ядерного тройничного комплекса дают начало различным восходящим трактам — к таламусу, гипоталамусу, ретикулярной формации ствола мозга, мозжечку и образуют проприоспинальные связи [Лиманский Ю. И., 1976].
Тригемино-таламические проекции представлены четырьмя основными восходящими трактами. Два из них — контралатеральный тригеминальный лемнисковый тракт («тригеминальный лемниск») и дорсальный ипсилатеральный тригеминальный тракт — в функциональном отношении являются компонентом общего лемнискового пути и осуществляют дискриминацию и восприятие тактильных стимулов с механорецепторов тройничного нерва. Эти тракты образованы аксонами нейронов главного сенсорного тройничного ядра и оканчиваются в вентральном заднемедиальном и вентральном заднелатеральном ядрах вентробазального комплекса таламуса [Smith В., 1973] (рис. 3).
Вентральный и дорсальный тригемино-таламические тракты начинаются соответственно от нейронов желатинозного и гигантоклеточного подъядер каудального ядра и заканчиваются на нейронах задней группы таламуса. Кроме того, было показано, что вентральный тригеминальный тракт имеет обширные синаптические окончания на нейронах неспецифических ядер таламуса — парафасцикулярного ядра, интраламинарных, ядер, ccntrum medianum [Shigenaga I. et al., 1973], которые, как известно [Emmers R., Tasker R.,1975], играют существенную роль в формировании и передаче болевых сигналов.
Рис. 3. Схема основных тригемино-таламических путей [Лиманский Ю. И., 1976]. 1, 2 — первая и вторая соматосенсорные области коры- 3 — nucleus ventralis posteromedialis- 4 — nucleus ventralis posterolateralis- 5 — дорсальный ипсилатеральный тригеминальный тракт- 6 — контралатеральный тригеминальный лемнисковый тракт- 7—8 — вентральный и дорсальный тригеминальные тракты.
В функциональном отношении эти тракты, особенно вентральный тригемино-таламический, можно рассматривать как аналог спино-таламических проекций, т. е. основных путей болевой чувствительности. Передача болевой информации через эти ядра в таламус и кору имеет решающее значение для перцепции зубной боли и ее локализации [Sessle В., Greenwood L., 1976]. Участие специфических ядер таламуса в проведении и формировании зубной боли предполагается и на основании суммарных потенциалов, вызванных интенсивным электрическим раздражением пульпы зуба [Подачин В. П. и др., 1977].
Существенная роль в формировании зубной боли отводится также тригемино-ретикулоталамическому тракту, который является аналогом диффузной спино-ретикулоталамической системы, определяющим генерализованность и плохую локализацию соматической и висцеральной боли. Первая часть этого тракта представлена билатеральными тригемино-ретикулярными волокнами, начинающимися от нейронов гигантоклеточного подъядра каудального ядра спинального тройничного тракта и оканчивающимися на клетках ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и среднего мозга [Kawamura S., 1971].
Вторая часть тригемино-ретикулоталамического тракта — ретикулоталамические проекции — формируются с участием нейронов ретикулярной формации. Включение ретикулярной формации в передачу ноцицептивных сигналов от тригеминальных афферентов, в том числе из афферентов пульпы зуба, определяет ведущую роль этих проекций в генерализации зубной боли и ее диффузности [Шелихов В. Н., Самко Ю. Н. и др., 1978]. Оканчиваются тригемино-ретикулоталамические волокна в интраламинарных ядрах таламуса, субталамусе, а также в центральном сером веществе среднего мозга и в гипоталамусе. Передача сенсорной информации из афферентов тройничных нервов и пульпы зуба в гипоталамус и структуры лимбической системы, о чем свидетельствует появление в этих структурах вызванных потенциалов [Shigenaga 1. et al., 1973], имеет весьма существенный функциональный смысл. Именно с вовлечением гипоталамуса и лимбических структур в систему диффузных центральных проекций афферентов пульпы связано возникновение эмоционально-поведенческих и вегетативных проявлений зубной боли [Игнатов Ю. Д., Дмитриев А. В., 1976- Дмитриев А. В., 1982- Зайцев А. А., 1982].
По современным представлениям, кора головного мозга играет исключительно важную роль в формировании целостного синдрома зубной боли. Установлено, что существует достаточно четкая корреляция между ощущением боли у человека при стимуляции пульпы зуба и появлением вызванных потенциалов в коре головного мозга [Chatrian G. et al., 1975]. При раздражении ипси- и контралатеральных афферентов пульпы зуба вызванные потенциалы регистрировались в латеральной части коронарной извилины коры у кошки [Vyklicky L. et al., 1972] и в постцентральной извилине у обезьян [Van Н assel Н. et al., 1972] . Однако такая четкая локализованность корковых проекций афферентов пульпы зуба свойственна лишь для пороговой интенсивности болевого раздражения. При сверхпороговой стимуляции пульпы зуба вызванные потенциалы выявляются в различных областях коры, что свидетельствует о широкой иррадиации возбуждения и распространении болевой импульсации на проекционные зоны афферентов пульпы других зубов и афферентов других (слуховых, зрительных и т. д.) модальностей [Шелихов В. Н. и др.,1976].