тут:

Инъекционное обезболивание - обезболивание при лечении и удалении зубов у детей

Оглавление
Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей
Рецепторный аппарат и афферентные проводники зубной боли
Цитоархитектоника ядер тройничного нерва
Восходящие проекции ядер тройничного нерва и афферентов пульпы зуба
Эндогенные системы и механизмы регуляции зубной боли
Структура болевой реакции и гемодинамические сдвиги, возникающие при раздражении пульпы зуба
Изменение болевой чувствительности и стресса под влиянием транквилизаторов
Модуляция эндогенных болеутоляющих систем мозга
Влияние транквилизаторов на психоэмоциональное состояние, вызванное ожиданием боли
Изменение болевой чувствительности и эмоционально-болевого стресса под влиянием комбинаций транквилизаторов с анальгетиками
Поведение детей во время лечения зубов
Факторы, влияющие на поведение детей во время лечения зубов
Прогнозирование поведения детей во время лечения зубов
Клиническая оценка эффективности некоторых психотропных фармакологических средств
Комплексное планирование мероприятий по обезболиванию при лечении и удалении зубов у детей
Приемы обезболивания и коррекции психоэмоционального состояния у детей при лечении и удалении зубов
Повышение порога болевой чувствительности
Уменьшение интенсивности суммарного аверсивного воздействия на ребенка
Электроодонтоаналгезия
Аппликационная анестезия твердых тканей зуба и пульпы
Аппликационная анестезия слизистой оболочки полости рта
Инъекционное обезболивание
Инфильтрационное обезболивание
Безыгольные инъекторы
Проводниковое обезболивание
Общее обезболивание при лечении и удалении зубов
Показания к применению общего обезболивания
Подготовка детей к лечению зубов под общим обезболиванием
Проведение общего обезболивания
Ведение ребенка в посленаркозном периоде
Возможные осложнения при проведении общего обезболивания у детей
Список литературы

Видео: Обезболивание зубов Med4you. Почему не стоит бояться лечения.

ИНЪЕКЦИОННОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ
Местное инфильтрационное и проводниковое обезболивание находит самое широкое применение при удалении зубов у детей, реже — при лечении зубов. Осуществляют инъекционное обезболивание у детей с учетом иннервации челюстей и зубов ветвями тройничного нерва, топографическая анатомия которых хотя в целом и аналогична таковой у взрослых, но все же имеет некоторые возрастные особенности.

Анестезию выполняют шприцами типа «Рекорд» малой емкости, не более 2 мл, используют инъекционные иглы длиной 3 и 5 см.
Своеобразие инъекционного обезболивания у детей обусловлено не только анатомо-топографическими особенностями челюстно-лицевой области, но и повышенной психоэмоциональной реактивностью маленьких пациентов в обстановке стоматологического кабинета.
Самым распространенным у нас в стране анестетиком для инъекционного обезболивания является новокаин. Однако в последние годы широкое применение получили тримекаин, лидокаин (ксикаин).
Новокаин. Местноанестезирующий препарат, хорошо растворимый в воде (1:1), в спирте (1:6). Водный раствор стерилизуют при 100 °С в течение 30 мин. Применяют для инфильтрационной, проводниковой анестезии. В организме человека новокаин относительно быстро гидролизуется. Для пролонгирования анестезирующего действия к раствору новокаина при местном обезболивании обычно прибавляют сосудосуживающее средство. Чаще с этой целью используют 0,1 % раствор адреналина гидрохлорида (1 капля на 2—5—10 мл раствора анестетика). Максимально допустимое для однократного введения количество 2 % раствора новокаина у детей зависит от возраста ребенка. В возрасте 2—5 лет можно ввести

Видео: Лечение зубов под наркозом

  1. —1,5 мл 2 % раствора новокаина- в возрасте от 6 до 12 лет — 2—4 мл 2 % раствора. Как правило, этого количества анестетика бывает достаточно для осуществления проводникового обезболивания в целях удаления и лечения зубов. При использовании 1 % раствора новокаина объем вводимого раствора анестетика можно удвоить. Прибавление адреналина снижает токсичность раствора новокаина в 2—2,5 раза [Аничков С. В., Беленький М. Я., 1969].

Тримекаин. Легко растворим в воде- водный раствор тримекаина стерилизуют при 100 °С в течение 30 мин.
Является более активным, чем новокаин, местноанестезирующим веществом. Мало токсичен, не раздражает ткани при местном введении, по сравнению с новокаином обладает более сильным анестезирующим эффектом. Для инфильтрационной анестезии применяют 0,25—0,5—1 % растворы, для проводникового обезболивания — 1—2 % растворы.
При инфильтрационной и проводниковой анестезии детям в возрасте 2—5 лет можно вводить 2—4 мл 2% раствора тримекаина- в возрасте 6—12 лет — 5—10 мл. При использовании для анестезии 1 % раствора тримекаина объем вводимого однократно раствора можно удвоить.
К сожалению, тримекаин пока еще редко используют в стоматологии детского возраста. В то же время педиатры-хирурги широко пользуются растворами тримекаина для местного обезболивания [Маневич А. 3., 1970]. При этом они отмечают, что непереносимость к тримекаину у детей встречается реже, чем к новокаину. Я. Коминек с успехом применяет 1—2 % растворы тримекаина (мезокаина) при обезболивании внутриротовых вмешательств у детей. Для повышения эффективности обезболивания и уменьшения интоксикации к раствору тримекаина добавляют раствор адреналина в общепринятых пропорциях.
Ксикаин. Синонимы: ксилокаин, лидокаин и др.
В амбулаторной стоматологической практике у детей в возрасте до 5 лет можно применять 0,5 % раствор ксикаина для инфильтрационной анестезии (1 мл) и

  1. % раствор — для проводникового обезболивания. У детей старше 5 лет 1 % раствор ксикаина используют для инфильтрационной анестезии (1—2 мл) и 2% раствор — для проводникового обезболивания (2 мл). Раствор адреналина добавляют по 1 капле на 10 мл раствора, но не более 5 капель на все количество раствора, если его вводят одномоментно.  Ксикаин хорошо переносится, местного раздражения не вызывает. Противопоказан при сердечно-сосудистой недостаточности, нарушениях функции печени и почек.

При осуществлении инъекционного обезболивания у детей от врача требуется умение правильно с педагогических и психотерапевтических позиций построить взаимоотношения с ребенком, завоевать его доверие. Это относится в первую очередь к тем детям, которые приходят удалять зуб впервые, а также и к тем, у кого пережитые страх и боль в связи с удалением зуба в прошлом сформировали негативное отношение к лечению.
В разговоре с персоналом следует избегать терминов, пугающих детей, например «дайте шприц», «наденьте большую или длинную иглу» и т. п.
Все манипуляции, предшествующие анестезии (заполнение шприца, работа с инструментами, находящимися в зубоврачебном тазике), и сам момент введения шприца с иглой в рот ребенку должны выполняться по возможности скрытно. Для этого могут быть рекомендованы самые разнообразные приемы (например, врач корпусом заслоняет инструментальный столик, и ребенок лишен возможности наблюдать процедуру заполнения шприца- врач закрывает рукой шприц, подносимый ко рту ребенка).
Некоторые пациенты столь внимательно и настороженно следят за действиями врача, что скрыть от них шприц с иглой невозможно. Врач может применить противоположный психологический прием. Не скрывая шприц, он разъясняет ребенку, что только побрызгает лекарством на язычок или вокруг больного зуба. В том, что это не больно, «малыш» может убедиться сам. Для этого врач орошает руку ребенку несколькими каплями раствора анестетика. Так делают первый шаг к установлению доверительных отношений. Затем производят опрыскивание тканей вблизи удаляемого зуба, в месте предполагаемого вкола иглы. Чуткость доктора заключается и в умении предугадать ощущения больного, и своевременно предупредить его об этом. Следует сказать ребенку, что лекарство «для удаления зуба без боли» имеет горький вкус, поэтому то, что попадает в рот, нужно сплюнуть. Кстати, этот момент врач может умело использовать для быстрого отвлечения ребенка от только что выполненной неприятной процедуры.
Однако все старания врача могут быть сведены на нет, если сам момент инъекции будет болезненным, поэтому вколу иглы желательно предпослать местную аппликационную анестезию.
Необходимо избегать резких движений при проведении инъекционной анестезии. Прокол слизистой оболочки предпочтительнее производить по типу «укуса комара». Для этого вначале плоскость скоса иглы прикладывается к слизистой оболочке, что способствует своеобразной адаптации ребенка к предстоящему проколу, и далее плавным движением осуществляется вкол иглы.
Во всех случаях при выполнении инъекции для уменьшения вероятности повреждения кровеносных сосудов осуществляют так называемую гидравлическую препаровку тканей путем постоянного впрыскивания раствора анестетика перед продвижением иглы вглубь.
Непременным правилом инъекционного обезболивания у детей является использование острых и исправных игл и надежное закрепление иглы на канюле шприца. Это предупреждает возможное оставление иглы во рту ребенка при быстром извлечении шприца из-за беспокойного поведения пациента. В литературе описаны случаи проглатывания иглы вследствие плохого закрепления ее на шприце. Возможна и аспирация иглы!


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее