Выявление причины ошибки, поиск путей предупреждения и устранения - ошибки и опасности в хирургии детского возраста
Необходимо предостеречь от другой крайности. Иногда можно столкнуться с такой точкой зрения: «Если больной умер, значит где-то была допущена ошибка, кто-то должен быть наказан». Несостоятельность этого суждения бесспорна: к сожалению, медицина не всесильна, наши возможности в лечении некоторых заболеваний ограничены, и находить во что бы то ни стало в каждом случае смерти виновного — неблагодарное и неблагородное занятие. Более того, незаслуженные наказания в итоге неизбежно оборачиваются обесцениванием административных взысканий. Основной целью анализа врачебных ошибок является не обнаружение «виноватого», а выявление причины ошибки, поиск путей предупреждения и устранения ее. «Ошибка требует не наказания, а исправления, предупреждающего повторения ошибки».
Таким образом, анализу должны подвергаться все врачебные ошибки, а не только те, которые повлекли непосредственный значительный ущерб здоровью больного. Каждая врачебная ошибка должна стать предметом серьезного обсуждения в коллективе, результаты изучения ошибок подлежат обобщению и широкому обсуждению с участием всех заинтересованных лиц. Применительно к отделениям детской хирургии формами обсуждения ошибок являются утренние рапорты и «пятиминутки» (обсуждение просчетов дежурных врачей), ежедневный анализ итогов операций (обсуждение допущенных ошибок), клинико-анатомические конференции, совместные совещания детских хирургов с анестезиологами (обсуждение погрешностей обезболивания, предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных) и т. д. Мы придаем большое значение воспитательному характеру принципиального анализа ошибок всех сотрудников клиники. На подобных обсуждениях всегда присутствуют студенты-субординаторы, интерны. Более того, ежегодно мы читаем студентам 5-го курса итоговую лекцию «Ошибки в детской хирургии», в которой проводим анализ наших ошибок и просчетов за последний год. Эта идея заимствована у нашего учителя — профессора С. Л. Либова. Прошли десятилетия, но и сегодня живы в памяти его предельно принципиальные и откровенные лекции, его жесткая и честная оценка собственных ошибок. Нужно подчеркнуть, что истинная польза от изучения ошибок будет только в том случае, если первым, самым придирчивым, самым настойчивым исследователем будет сам врач, допустивший ошибку. Именно он может и должен путем обстоятельного анализа найти истинные причины ошибки, обнаружить подчас недоступные постороннему глазу нюансы и детали, задуматься над тем, как избежать таких ошибок в дальнейшем и как предостеречь от них коллег. «...Я положил себе за правило... не скрывать от моих учеников и, если не сейчас же, то потом и немедля открывать перед ними сделанную мною ошибку — будет ли она в диагнозе или в лечении болезни... Я хочу... путем правдивого, открытого признания в своих ошибках и посредством раскрытия запутанного механизма их избавить своих учеников и начинающих врачей от повторения их».
Старая пословица гласит: «На ошибках учатся». Бисмарку приписывают слова: «На своих ошибках учатся только глупцы, умные учатся на чужих ошибках». По-видимому, каждый врач должен учиться на ошибках своих и чужих, учить на своих ошибках коллег, имея целью уменьшение числа просчетов в распознавании и лечении болезней.
Опыт работы Казанского межреспубликанского центра детской хирургии подтверждает реальную возможность эффективного предупреждения многих врачебных ошибок. Тщательный многолетний анализ убедил нас в явном, решающем преобладании субъективных причин, что позволило выработать конкретную схему мероприятий, направленных на профилактику ошибок:
- Систематическое повышение специальной квалификации педиатров, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов и хирургов общего профиля в вопросах детской хирургии.
Мы имеем в виду плановое проведение постоянно действующих семинаров, декадников, межобластных и межрайонных конференций и совещаний, осуществление консультативных приемов с участием врачей данного района и т. д. Немалую роль играет и привлечение указанных специалистов на кратковременную специализацию на рабочем месте в клинике или отделении детской хирургии.
- Укрепление специализированной детской хирургической службы.
Подготовка молодых специалистов, организация специализированных приемов в поликлиниках, выделение в больницах детских хирургических коек и специализированных отделений, обслуживаемых детскими хирургами и анестезиологами, повышение квалификации этих специалистов на рабочих местах, через систему институтов усовершенствования врачей, в клинической ординатуре и т. д.— все это способствует созданию и укреплению единой специализированной службы.
- Укрепление деловых контактов и преемственности между различными специалистами: педиатрами, акушерами-гинекологами, хирургами общего профиля, детскими хирургами, рентгенологами, анестезиологами, реаниматологами.
Дело в том, что отсутствие единства взглядов на генез, диагностику и принципы лечения того или иного заболевания неизбежно ведет к различным диагностическим и лечебно-тактическим просчетам. Совместное обсуждение спорных вопросов, разработка единых принципиальных положений и рекомендаций, обеспечение преемственности между всеми звеньями медицинской службы — таковы пути реализации этой проблемы.
- Постоянный, систематический анализ всех ошибок во всех звеньях медицинской службы. Пути осуществления такого анализа обсуждены выше.
Осуществляя вышеперечисленные меры на протяжении 10 лет, мы убедились в их эффективности. Значительно уменьшилось число диагностических и лечебно-тактических ошибок, почти полностью исчезли грубые, вопиющие просчеты, обусловленные безграмотностью врачей в вопросах детской хирургии. Единичные примеры подобных ошибок, приведенные в книге, относятся к периоду становления детской хирургии в нашей зоне.
Показателем эффективности проведенной работы является почти полное исчезновение запущенных форм хронических нагноений легких, хронического остеомиелита, хронического пиелонефрита и т. д. Все эти заболевания выявляются значительно раньше. Исключение стали представлять случаи позднего поступления в клинику детей с врожденными пороками развития желудочно-кишечного тракта. Все чаще к нам направляют детей со стафилококковой деструкцией легких до возникновения плевральных осложнений. Все это положительно сказывается на результатах и сроках лечения.
Таким образом, углубленный направленный анализ врачебных ошибок дает, как нам кажется, повод для оптимизма, открывая конкретные пути предупреждения и уменьшения числа подобных просчетов и неудач.