тут:

Аускультация - перикардиальный шум плеска, сердечные шумы - клиническая кардиология ч.2

Оглавление
Систематическое исследование брюшной полости
Систематическое исследование конечностей
Исследование сердца и сосудов
Осмотр и пальпация области сердца
Систолическое втяжение грудной стенки
Пульсации на грудной клетке во время диастолы
Осмотр и пальпация пульсаций в надчревной области, кошачье мурлыканье и трение перикарда
Осмотр и пальпация перкуссии сердца
Осмотр и пальпация аускультации сердца
Графическая регистрация тонов и шумов сердца
Аускультация сердца
Аускультация - изменения тонов сердца
Аускультация - изменения числа и ритма тонов сердца
Значение и прогноз ритма галопа
Аускультация - систолический щелчок, перикард-тон, стернальный хруст
Аускультация - перикардиальный шум плеска, сердечные шумы
Физиологические внутрисердечные и внутрисосудистые шумы, физиологические внесердечные шумы
Патологические сердечные шумы
Топографическая классификация систолических шумов
Диастолические шумы
Непрерывные шумы
Физическое исследование периферических артерий
Сердечные альтернации
Изменение характера пульсовой волны
Напряжение пульса
Выслушивание артерий
Рентгенологическое исследование
Рентгеновская картина в норме
Топография нормального сердца
Измерение размеров сердца и больших сосудов
Патологические изменения размеров и формы сердечной тени
Увеличение всего сердца
Увеличение различных отделов сердца
Рентгенологические исследование магистральных сосудов
Рентгеновская картина поражений перикарда
Обызвествление сердца и сосудов
Дифференциальный диагноз ретрокардиальных теней

Перикардиальный шум плеска

Перикардиальный шум плеска (Platschern, bruit de moulin, bruit de roue hydrauli-que, water-wheel-sound) представляет собой название особых громких звуков, напоминающих плеск или бульканье жидкости, синхронных с сердечной деятельностью и выслушиваемых в предсердечной области наряду с приглушенными или усиленными сердечными тонами, приобретающими иногда даже металлический оттенок. Этот, относительно редкий, аускультативный феномен, напоминающий плеск воды, вызываемый вращением мельничного колеса, возникает потому, что сокращающееся сердце сотрясает жидкость, скопившуюся в перикардиальной сумке, содержащей одновременно газ. Перикардиальный шум плеска не исчезает и при задержке больным дыхания. Он может быть настолько громким, что бывает слышен и на расстоянии от грудной клетки. Иногда он также может быть ощутимым при пальпации. Кроме того, при сотрясении грудной клетки больного с наличием жидкости и газа в перикардиальной сумке можно вызвать перикардиальный шум плеска, аналогичный плеску Гиппократа при пневмотораксе. Для его возникновения необходимо, чтобы газ и жидкость в перикардиальной сумке находились в известной пропорции, т. е. чтобы не было слишком много ни одного, ни другого компонента.

Аналогичные шумы плеска, синхронные с сердечной деятельностью, выслушиваются в предсердечной области, иногда наряду с плеском Гиппократа, при накоплении жидкости и воздуха в левой плевральной полости, далее при кавернах легких, расположенных возле сердца, и в редких случаях также при значительном наполнении желудка газом или при метеоризме поперечноободочной кишки.
возникновение шумов при прохождении жидкости по трубке
Рис. 31. Схематическое изображение возникновения шумов при прохождении жидкости по трубке, а — сужение трубки, б — расширение трубки, в — частичное перегораживание просвета трубки эластичной перегородкой.
При левостороннем пневмотораксе иногда на грудной клетке выслушивается особый стучащий звук, возникающий обыкновенно в систолической фазе сердечной деятельности. Больной обыкновенно ощущает данный звук. В литературе его обычно называют стуком перикарда (the pericardial knock).

Такое название не пригодно, так как перикард, по всей вероятности, не представляет важного фактора в возникновении указанного звука. Считают, что аномальный звук возникает в результате того, что сердце без смягчения удара сталкивается во время диастолы с левым куполом диафрагмы над растянутым желудком и толстым кишечником или с грудной стенкой при левостороннем пневмотораксе. Купер (Cooper) обратил внимание на то, что вышеуказанный звук выслушивается во многих случаях лечебного пневмоторакса при исследовании больного в разных положениях, в особенности в положении лежа на левом боку.

Сердечные шумы

Сердечные шумы. При аускультации области сердца довольно часто не только на больном, но и на здоровом сердце, кроме сердечных тонов, а иногда даже вместо них, выслушиваются звуки, которые в большинстве случаев находятся в строгом соотношении с определенными фазами сердечного цикла. От тонов сердца эти звуковые феномены отличаются главным образом большей продолжительностью, а также тем, что их начало и конец не бывают столь внезапными, как у тонов сердца. Эти звуки получили общее название сердечные шумы. Происхождение и механизм возникновения шумов, выслушиваемых в области сердца, могут быть весьма разнообразными.
В отношении некоторых шумов, связанных с сердечной деятельностью, можно предполагать, что они возникают внутри сердца или внутри сосудов — собственные шумы сердца и сосудов или же внутрисердечные и внутрисосудистые шумы. Происхождение остальных шумов следует искать вне полости сердца — внесердечные или же паракардиальные гиумы.
Обыкновенно указывают, что шумы, возникающие внутри сердца и больших сосудов, вызваны колебанием створок клапанов, стенки сердца и больших сосудов при прохождении тока крови через сердце и сосуды при определенных, не вполне нормальных или совершенно патологических условиях. По своим акустическим свойствам они отвечают шумам, которые можно вызвать различными способами искусственно при прохождении жидкости по трубкам с эластичной и податливой стенкой (рис. 31):
а)    Путем ускорения тока жидкости — примером служит повышенная скорость кровотока при тяжелой физической работе, при анемии, гипертиреозе и т.п.
б)     При сужении в каком-нибудь месте пути, по которому проходит ток жидкости, например, при сужении одного из устьев сердца (рис. 31а).
в)     При расширении в каком-нибудь месте пути прохождения тока крови, например, при расширении сердечного устья, достигающего такой степени, что отдельные створки клапанов не в состоянии закрыть отверстие (регургитационный шум, рис. 316).
г)     При частичном перегораживании просвета трубки перегородкой, способной вибрировать, например в сердце в случае сращения створок клапанов при митральном стенозе, или же в случае, когда часть какой-нибудь ткани, подобной пленке, одним концом бывает прикреплена к клапану, или к стенке сердца, или сосуда, тогда как другой конец свободно колышится в токе крови, например часть оторванного клапана, сухожильной нити и т.п. (рис. 31 в).
Происхождение шумов, возникающих внутри сердца или внутри сосудов можно, следовательно, объяснить по существу тремя механизмами, влияющими друг на друга. Сюда относятся:
а)     превращение слоистого (ламинарного) тока крови в вихревой (турбулентный)-
б)    образование вихревых движений в крови-
в)    механизм сильной струи крови, вызванной давлением ( «Pressstrahlmechanismus»).
Изменение слоистого тока крови в вихревой находится в прямой зависимости от скорости кровотока, вязкости крови и от просвета полостей сердца и сосудов. Достигнув критической скорости, слоистый ток крови — в результате повышенного сопротивления, вызванного трением крови о стенки сосуда — превращается в вихревой ток. Такое критическое ускорение тока крови происходит при физическом напряжении, психическом возбуждении, при лихорадке, гипертиреозе и при наличии артериовенозных шунтов, а также при стенозе между двумя отделами сердца. В возникновении вихревого тока при анемиях играет роль в особенности изменение вязкости крови. При внезапном расширении или сужении (стенозе) ограниченного отрезка кровяного русла, кровоток оказывает на окружающие ткани присасывающее действие. Вызванная таким образом вибрация стенок сердца и сосудов зависит от их эластичности и от силы присасывания. Последнее, в свою очередь, зависит от скорости кровотока и от различия величины поперечного сечения просвета отдельных участков полостей сердца или сосудов. При вибрации стенок сердца и сосудов возникают вихревые движения, которые принимают участие в возникновении шумов. Также кровоток, ударяющий в стенку сердца или сосуда, вызывает вибрацию его стенки. Посредством последнего механизма возникают шумы при недостаточности аортальных клапанов, клапанов легочной артерии и митрального клапана.
Заранее необходимо указать на то, что само по себе сужение пути кровотока без внезапного, хотя бы всего лишь относительного расширения русла за местом сужения, не вызывает шума. Неровности внутренней поверхности стенки сердца и больших сосудов сами по себе также не вызывают шумов, поскольку дело не касается эндокардиальных разрастании на длинной ножке или других выступов, колеблющихся в токе крови и способных вибрировать. Несмотря на это, опыты Вебера (Th. Weber) дают интересные для патологии сведения в том отношении, что при шероховатой внутренней поверхности трубки шумы возникают, во-первых, легче, а во-вторых, при меньшем ускорении кровотока. Кроме изменений просвета в полостях сердца и сосудов, важным фактором является скорость кровотока. При быстром кровообращении шум бывает громче, при медленном слабее, а при весьма значительном замедлении тока крови шум может полностью исчезнуть. Следовательно, возникновение и сила шума до известной степени зависят от работоспособности сердечной мышцы.
Интенсивность шума зависит также от внешних факторов. У худощавых лиц с тонкой, эластичной грудной стенкой шумы бывают более громкими, чем у полных и мускулистых лиц с исключительно толстыми покровами грудной стенки. По той же причине сердечные шумы у детей бывают явно громкими. Эмфизема легких понижает интенсивность шумов, отдаляя сердце от грудной стенки. Накопление жидкости в перикардиальной сумке равным образом влечет за собой ослабление и даже исчезновение сердечных шумов.
Уже со времен Лаэннека (Laennec) известно, что только часть сердечных шумов обусловлена повреждением клапанного аппарата. Подавляющее большинство шумов выслушивается — часто в течение долгих лет и даже всей жизни — у лиц без органических изменений отверстий сердца и клапанов. Поэтому сердечные шумы было принято подразделять в общем на две главные группы: а) органические шумы, вызванные анатомическими повреждениями клапанов и сердечных устьев, б) неорганические шумы, называемые также функциональными, анемическими, акцидентальными, акцессорными, атоническими, непатологическими и т.п. Уже само название органические и неорганические шумы является бессмысленным с физической точки зрения, с клинико-патологической точки зрения оно также непригодно, являясь, неудовлетворительным и по существу ошибочным. В данном случае название органический шум применяется только для обозначения шумов, возникающих при анатомическом повреждении клапанного аппарата. А все же частой причиной шума является органическое повреждение сердечной мышцы, нередко с весьма серьезным прогнозом, обусловливающее расширение сердца, причем без анатомического повреждения клапанов. Обозначение таких шумов названием функциональные шумы вызывает ошибочное представление будто бы шум не свидетельствует ни о чем серьезном. Ко второй группе были совместно отнесены, во-первых, шумы без какого бы то ни было клинического значения, встречающиеся у здоровых лиц, а во-вторых, шумы патологические, возникающие при разных патологических состояниях, сопровождающихся нарушениями циркуляции и расширением полостей сердца, сердечных устьев и магистральных сосудов.
Состоянию науки в настоящее время лучше всего соответствует следующая классификация шумов сердца, предложенная Уайтом (White) с сотр. (1942):

  1. физиологические шумы, выслушиваемые у лиц, у которых остальные объективные данные отвечают норме. Сюда относится часть шумов, называемых акцидентальными, согласно прежней номенклатуре. Физиологические шумы далее подразделяются на шумы:

А) внутрисердечные и внутрисосудистые,
Б) внесердечные: а) кардиопулъмоналъные, б) физиологические перикардиальные шумы трения;

  1. патологические шумы, вызванные:
  2. органическим клапанным пороком (органические клапанные шумы, согласно прежней классификации),

Б) врожденными сердечно-сосудистыми дефектами;

  1. расширением желудочков, аорты или легочной артерии, возникшим:

а)     при первичном заболевании органов кровообращения, как например, при ревматическом кардите, инфаркте миокарда и недостаточности сердечной мышцы различного происхождения (функциональные клапанные шумы, согласно прежней номенклатуре)-
б)      в течение некоторых патологических внесердечных состояний, как например, анемия, гипертиреоз, тяжелые инфекции- сюда должна была бы относиться часть шумов, обозначавшихся раньше названием акцидентальные шумы-
Г) перикардитом.
У одного и того же больного может оказаться несколько причин для возникновения патологического шума. Если в данном случае нельзя решить вопрос у касается ли дело физиологического или патологического шума, то на это следовало бы указать в истории болезни. Наконец, нельзя но обратить внимания на то, что существует целый ряд серьезных болезней сердца, при которых не обнаруживается вообще никакого шума, а во многих случаях даже изменения тонов сердца, как например, у больных с коронарной болезнью сердца или при некоторых врожденных пороках сердечно-сосудистой системы.
Дифференцирование физиологических шумов от патологических представляет собой одну из наиболее важных проблем аускультации сердца. Постановка диагноза органического порока сердца у лиц со здоровым сердцем является гораздо большей ошибкой, чем нераспознанный клапанный порок, не имеющий гемодинамического значения. Не подлежит сомнению, что выявление диастолического шума при аускультации сердца, как правило, имеет решающее значение для диагноза болезни сердца. Диастолический шум, выслушивающийся в области сердца, почти всегда имеет семиологическое значение, чего часто нельзя утверждать о систолическом шуме. Диастолический шум почти всегда бывает патологическим шумом, и по-видимому, только в исключительных случаях он может быть физиологическим шумом. В редких случаях дело касается шума сосудистого происхождения, проводящегося в область сердца из шеи. С наиболее значительными затруднениями связана оценка систолических шумов. Это касается главным образом систолического шума, выслушиваемого в области верхушки сердца
Вплоть до начала нашего столетия все систолические шумы расценивались как признак органической митральной недостаточности, поскольку их нельзя было объяснить другим приобретенным или врожденным пороком сердца. Такой взгляд на значение систолического шума в нашем столетии постепенно исчезал, в особенности на основании опыта, приобретенного во время первой мировой войны, и клиницисты стали придерживаться мнения, что систолический шум почти не имеет значения для постановки диагноза органической митральной недостаточности. В настоящее время известно, что в действительности это не так. Клинический опыт, в особенности за последние два десятилетия, неоспоримо показал, что средней силы или более громкий систолический шум, выслушиваемый в области верхушки сердца, часто бывает признаком органической митральной недостаточности, особенно в тех случаях, когда он является постоянным, причем на него не слишком влияют дыхание и изменение положения тела больного, при условии, что дело не касается больного с повышенной температурой, анемией или гипертиреозом. Нет сомнений, что подавляющее большинство систолических шумов не свидетельствует об органической болезни сердца. Однако нельзя отрицать, что даже менее громкие систолические шумы, в особенности в тех случаях, когда они не ограничиваются только областью легочной артерии, могут не быть физиологическим явлением и всегда заставляют врача выяснять происхождения шума. Правда, часто они свидетельствуют о временном, иногда всего лишь довольно незначительном функциональном нарушении. Нередко, однако, они сопровождают относительно серьезные патологические состояния, которые вторично могут вызывать различные нарушения функции органов кровообращения, хотя в данном случае дело не касается болезни сердца в подлинном смысле слова.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее