Понос при острых хирургических заболеваниях и пищевой токсикоинфекции - хирургические заболевания брюшной полости под маской пищевой токсикоинфекции
Для диагноза острой пищевой токсикоинфекции наличие поноса имеет гораздо большее значение, чем рвота. Чем чаще наступают послабления и чем больше понос приближается к тому, что мы называем профузным, тем убедительнее он для диагноза пищевой токсикоинфекции. Нельзя, однако, сказать, что острое хирургическое заболевание в брюшной полости никогда не сопровождается повторными выделениями из кишечника. Иногда мы встречаемся с так называемым поносом при острых тазовых аппендицитах, остро воспалительных заболеваниях женской половой сферы, иногда даже при внематочной беременности и при ряде других заболеваний в тазовой области. Однако это — ложный понос, вызванный отеком прямой кишки, лежащей по соседству с воспаленными органами. В первое время такой понос выражается в жидких водянистых выделениях с незначительной примесью слизи, иногда крови. По мере прогрессирования воспалительного процесса и интимного вовлечения стенки кишки в воспалительный процесс характер выделений может измениться. Своим внешним видом, зловонным запахом значительной примесью крови выделения могут создать ошибочное мнение, что перед нами больной с пищевой токсикоиифекцией.
Только применение некоторых дополнительных методов исследования, в частности пальцевого исследования через прямую кишку, может решить вопрос.
Следует отметить, что и при обычной локализации червеобразного отростка аппендицит в первые часы может сопровождаться рефлекторно дву-троекратным стулом, чаще кашицеобразным, иногда нормально оформленным. Такое явление не имеет никакого отношения к истинному поносу. Оно является следствием усиленной кишечной перистальтики в ответ на болевой раздражитель. Это же явление отмечается нередко при непроходимости кишки, когда из дистального отдела, лежащего ниже места обтурации, выделяются в первые часы каловые массы. Хотя гастроэнтерит или энтероколит является основой для распознавания пищевых отравлений, следует все же признать, что это правило имеет исключения: во-первых, мы время от времени встречаемся с гастритической формой, без кишечных проявлений, во-вторых, в некотором числе случаев пищевая интоксикация может протекать при полном отсутствии гастроинтестинальных симптомов.