Кишечная инвагинация - хирургические заболевания брюшной полости под маской пищевой токсикоинфекции
В числе хирургических больных с острым заболеванием брюшной полости, скрывавшимся под маской острой пищевой токсикоинфекции, мы только 2 раза обнаружили инвагинацию кишки. У взрослых эта форма кишечной непроходимости встречается относительно редко- 60% всех случаев инвагинации приходится на грудной возраст. У грудных детей болезнь возникает очень остро. Диагноз прост и складывается из симптомов крайнего беспокойства, криков и выделения крови из заднего прохода. Если удается нащупать цилиндрическую мягкую опухоль, чаще в правом нижнем квадранте живота, диагноз делается совершенно очевидным. Боли у ребенка в этих случаях невыносимы, что отличает их от болей при аппендиците. К тому же аппендикулярный инфильтрат плотный и неподвижный, а при инвагинации «опухоль» мягкая и подвижная.
У детей старшего возраста темпы течения болезни замедленные. Приступы сильнейших болей периодически сменяются спокойным состоянием, и ребенок засыпает.
У взрослых кровотечения может и не быть. Начавшись остро, болезнь в ряде случаев переходит в подострое состояние и даже в хроническое, затягиваясь на много недель. В тех случаях, когда не наблюдается выделения крови из прямой кишки, можно отметить выделение своеобразной слизисто-кровянистой или серозно-кровянистой жидкости, лишенной всяких признаков кала. Это результат сдавления сосудов и венозного застоя в инвагинате. М. М. Виккер сравнивает эту слегка кровянистую жидкость по внешнему виду с фруктовым соком.
В одном из наших наблюдений диагноз поступления «острая пищевая токсикоинфекция» был отвергнут во время пребывания больного в инфекционном отделении. Больной был своевременно оперирован и выздоровел. Поздний диагноз был вызван именно недооценкой характера обильно истекавшей из заднего прохода светлой, как вода, жидкости, слегка окрашенной кровью (можно сказать блестками крови). При дневном осмотре больного, находившегося в спокойном состоянии, мы не обратили должного внимания на то, что простыня обильно смочена этой своеобразной жидкостью. Дежурный хирург ночью это заметил и, сделав пальцевое ректальное исследование, поставил правильный диагноз инвагинации. На операции причиной внедрения оказался большой полип на ножке в толстой кишке.
Диагноз решило пальцевое исследование: при выпадении прямой кишки удается ввести палец только в центр выпавшей трубки, при выпадении инвагината его можно обойти пальцем по окружности и, кроме того, ввести палец в центр его.
Одним из симптомов при внедрении кишки может явиться также зияние заднего прохода при введении пальца. Инвагинат, достигнув заднего прохода, механически слегка растягивает его. Особенности течения, темпы развития процесса зависят от места инвагинации. Инвагинация в тонкую кишку быстро ведет к гангрене кишки и в большинстве случаев сопровождается явлениями полной непроходимости. Именно по этой причине внедрение протекает остро. Внедрение же в толстую кишку чаще дает картину относительной непроходимости и может тянуться даже неделями.
Источником частых ошибок является мнение, что каждый случай инвагинации сопровождается задержкой стула. Это наблюдается только в острых случаях, в хронических же бывают даже поносы. В тех случаях, когда болезнь протекает неясно, без кровотечения, без пальпируемой цилиндрической опухоли , в замедленном темпе, неоценимую услугу оказывает рентгенологическое исследование.