Микроскопическое строение толстой кожи - системы организма (гистология)
В 1880 г. Генри Фолдз, шотландский врач-миссионер, опубликовал в журнале Nature статью, озаглавленную «О кожных бороздках на руке». Он отметил, что эти бороздки «не изменяются в течение жизни», и указал, что «отпечатки пальцев» могут быть использованы для выявления преступников. Он сообщил о некотором опыте в этой области и описал случай, когда отпечатки жирных пальцев на бутылке помогли установить личность человека, который пил в аптеке спирт-ректификат. Это начинание послужило основой для разработки дактилоскопии чрезвычайно полезного метода, применяемого в криминалистике.
Значение и развитие поверхностных гребешков и бороздок. Если ладони и подошвы (включая пальцы) рассматривать невооруженным глазом, или лучше в увеличительное стекло, то, можно увидеть, что они покрыты гребешками и бороздками так, что в целом картина напоминает вспаханное поле. На ладонях и подошвах у лиц, принадлежащих к расам с темной кожей, область гребешков четко выделяется за счет ее более светлой окраски.
Гребешки и бороздки развиваются в течение 3 - го и 4 - го месяцев внутриутробной жизни. Узор, который при этом возникает, больше никогда не меняется, а только увеличивается в размерах. Характер узоров определяется в основном наследственными факторами, что видно из близкого сходства кожных узоров у гомозиготных близнецов и у членов одной семьи.
Эти узоры могут значительно изменяться под влиянием нарушений роста плода в течение 3 - го и 4 - го месяцев. У детей с синдромом Дауна (связанным с хромосомной аномалией, описанной в гл. 3) эти нарушения очень заметны. Приблизительно у 70% таких детей встречаются комбинации узоров, которые у нормальных детей не обнаруживаются- поэтому анализ дактилоскопической картины новорожденного имеет важное диагностическое значение при этой аномалии.
Эпидермальные гребешки - те, которые видны невооруженным глазом, образованы за счет того, что эпидермис повторяет контуры лежащих под ним дермальных гребешков. Последние можно изучить на срезах кожи, перпендикулярных ее поверхности. Картины, получающиеся при таком направлении разреза, было бы легче понять, если бы они выглядели так, как показано на рис. 20-2,А, где видны отчетливые первичные дермальные гребешки, лежащие под эпидермальными гребешками. Однако настоящие срезы кожи выглядят не так, а как показано на рис.2, Б.
Рис. 20-2. Схемы, иллюстрирующие отношения между эпидермальными и дермальными гребешками.
А. Эта схема не соответствует реальной картине-она иллюстрирует представление о расположении первичного гребешка дермы под каждым первичным эпидермальным гребешком. Б. На самом деле каждый первичный гребешок дермы расщеплен на два вторичных гребешка (или сосочка) в результате врастания эпидермиса в первичный гребешок у его вершины.
Видео: Покровы тела. Строение кожи
Эта (реальная) картина обусловлена тем, что в вершину каждого первичного дермального гребешка врастает эпидермис. Таким образом, каждый первичный дермальный гребешок разделяется на два гребешка. Каждая половина расщепленного гребешка на основании своего вида на отдельном срезе была названа сосочком, и вследствие этого эпидермальный вырост, лежащий между половинками гребешка, был назван межсосочковым (интерпапиллярным) клином. Однако структуры, называемые сосочками и межсосочковыми клиньями, на самом деле не имеют конусообразной формы, так как они встречаются на срезах постоянно (см. рис. 20-1,Л).Если бы они были настоящими сосочками и клиньями, их можно было бы увидеть только на отдельных препаратах-там, где плоскость среза случайно проходила бы через такое образование. Но, так как они встречаются постоянно, значит, на самом деле они представляют собой гребешки, правда, в некоторых участках эти образования могут исчезать. Как мы увидим, один из видов потовых желез открывается через верхушку так называемых межсосочковых клиньев.