Другие заболевания, которые могут сопровождаться нефротическим синдромом - болезни органов мочевыделительной системы у детей
Лимфосаркома и другие новообразования. Почечная симптоматика при злокачественных опухолях у детей встречается много реже, чем у взрослых. При злокачественной гиперплазии лимфоидной ткани, например при лимфогранулематозе (болезнь Ходжкина), клиническая картина может напоминать таковую при нефротическом синдроме с минимальными изменениями, а при других опухолях — пролиферативный гломерулонефрит. У больных с опухолью Вильмса нередко диагностируют гломерулопатию с протеинурией. Почечной симптоматике могут предшествовать клинические признаки опухолевого заболевания. Успешное лечение часто приводит к коррекции гломерулопатии.
Нефропатия при малярии и других тропических паразитарных болезнях. Связь паразитарных инфекций с заболеваниями клубочков, приводящими к нефротическому синдрому, становится все более изученной в развивающихся странах. В некоторых случаях при иммунокомплексном типе заболевания играют роль антигены паразита, в других патогенез еще недостаточно изучен. Острая иммунокомплексная гломерулопатия чаще с нефритическими, нежели с нефротическими, признаками может встретиться при тропической малярии, вызванной P. falciparum (как правило, больные выздоравливают). Гломерулонефрит с нефротическим синдромом описан у больных с гепатоспленической (S. mansoni) формой шистосомоза. P. malariae, возбудитель 4-дпевной малярии, связывают с нефротическим синдромом у детей, проживающих в Африке. Пик заболеваемости приходится на возраст 5 лет. Протеинурия не селективна, гематурия встречается не всегда. Больные не поддаются лечению кортикостероидами или антиметаболическими средствами. Несмотря на адекватное противомалярийное лечение, заболевание прогрессирует и обычно через 3—5 лет приводит к почечной недостаточности. Только у небольшой части детей, зараженных P. malariae, развивается нефропатия.
Прочие. Нефротический синдром может развиваться при других заболеваниях почек или системных нарушениях, при которых почки могут вовлекаться в процесс. К ним относятся острый постстрептококковый гломерулонефрит, системная красная волчанка, анафилактическая пурпура, сахарный диабет, бруцеллез и хроническая бактериемия, которая может осложнить инфицированный предсердно-желудочковый шунт.
Доброкачественная стойкая протеинурия
Несмотря на то что стойкая протеинурия служит признаком потенциально серьёзного заболевания клубочкового аппарата почек, иногда она может не сопровождаться клиническими или морфологическими признаками прогрессирования до стадии почечной недостаточности или нефротического синдрома. Вероятно, протеинурия в таких случаях обусловлена другими состояниями. При биопсии почек в некоторых случаях выявляют минимальные ультраструктурные изменения, например слабое очаговое утолщение или расслоение базальной мембраны клубочка, очаги с повышенной электронной плотностью и частичное слияние эпителиальных отростков подоцитов. Результаты иммунологических исследований отрицательные. Протеинурия не поддается коррекции при лечении кортикостероидами. Несмотря на то, что прогноз в общем благоприятный, у некоторых больных развивается гипертензия, протеинурия усиливается в течение 3—5 лет, в связи, с чем предполагают, что болезнь не всегда протекает доброкачественно.