Кесарево сечение на мертвой или умирающей женщине - абдоминальное родоразрешение
Видео: Она опубликовала откровенное фото в ответ тем, кто считает, что кесарево сечение это 'простые роды'
Как явствует из исторического обзора, производство кесарева сечения на умершей беременной или роженице является одной из старейших родоразрешающих операций. Со времени признания кесарева сечения как способа родоразрешения живой женщины в литературе появляются время от времени редкие сообщения о сделанных операциях на мертвых с целью спасения ребенка.
Статистическая обработка таких случаев, выполненная некоторыми авторами, показывает разноречивые результаты. До XX в. данные были малоудовлетворительными. Но уже в XX в. появляются другие сведения. J. Kelly, Н. Winston (1956) нашли в литературе сообщения об извлечении 75 живых детей. Мы собрали более поздние опубликованные случаи производства кесарева сечения на мертвой. Всего на 22 случая кесарева сечения, произведенного на мертвой, получено 23 ребенка, из которых 20 были извлечены живыми, но один впоследствии погиб. Такие благоприятные результаты зависят, вероятно, от того, что в литературе публикуются чаще удачные случаи кесарева сечения на мертвой. Это относится и к сборным статистикам других авторов.
Опыт показывает, что на результаты кесарева сечения на мертвой оказывают влияние время, прошедшее с момента смерти матери до извлечения ребенка, и характер заболевания, приведшего к смерти матери. П. Я. Гарфункель (1934) указывает, что максимальное время для получения живого ребенка исчисляется 21—23 мин.
Еще в 1877 г. в опытах на собаках, кошках и крольчихах было показано, что в первые 6 мин после их смерти плод жив и здоров, в следующие 4 мин находится в состоянии легкой асфиксии, через 15 мин после смерти матери — тяжелой асфиксии, а через 26 мин — всегда мертв.
A. Contoni, С. Rasori (1960) извлекли ребенка через 45 мин после смерти матери. На этом случае следует подробно остановиться: беременная внезапно умерла от субарахноидального кровоизлияния, и с целью ее оживления произведены интратрахеальная интубация и нагнетание в легкие кислорода в течение длительного времени, которые, по-видимому, и сыграли свою роль. Авторы не делают выводов из своего клинического наблюдения, но он напрашивается сам собою: применение современных методов реанимации при клинической смерти беременной женщины может явиться также средством, позволяющим увеличить число живых детей, извлеченных путем кесарева сечения в случае смерти матери. Прогноз для плода более благоприятен в случаях внезапной смерти матери и хуже — если смерть наступила от хронических заболеваний и интоксикаций [Lattuada Н., 1952].
Само собой разумеется, что производить кесарево сечение на мертвой целесообразно только в том случае, когда плод жизнеспособен, т. е. срок беременности должен быть близок к 28 нед. и более. Неплохо убедиться в наличии сердцебиения плода до операции, но многие акушеры подчеркивают, что нельзя терять драгоценное время на длительное обследование, поскольку известны случаи извлечения живого плода при отсутствии слышимости сердцебиения его до операции [Lattuada Н., 1952- Knopp К., 1955].
Общепризнано, что метод кесарева сечения должен быть классическим, как наиболее быстро выполнимый, а сама операция должна производиться по всем правилам с сохранением минимальной асептики (руки, инструменты) — известен не один случай, когда после операции женщина оказывалась живой [Lattuada Н., 1952].
Мы не касаемся юридической стороны этого вопроса, который волнует зарубежных акушеров (производство кесарева сечения на мертвой затрагивает интересы родственников умершей, в частности в области прав наследования). В нашем кодексе нет упоминания о производстве кесарева сечения на мертвой, т. е. показания к этой операции, как и к любой другой, устанавливаются врачом и ответственность за нее лежит на оперируюгцем враче. Увеличение народонаселения в нашей стране является задачей государственной важности, и попытка получения живого ребенка в случае смерти матери для врача является обязательной.
Сложнее обстоит вопрос о производстве кесарева сечения на умирающей. Многие авторы положительно относятся к этой идее, но выставляют для этого следующие условия [Груздев В. С., 1922- Knopp К., 1955- Havlasek L., 1955]:
- Болезнь должна быть смертельной и неизбежность близкой смерти — несомненной.
- Плод должен быть живым и жизнеспособным.
- Перед операцией надо убедиться в том, что нет возможности родоразрешить женщину вагинально.
- Если женщина в сознании, необходимо ее согласие на операцию, если нет — то, по возможности, согласие мужа или родственников.
- Если позволяет время, то в решении вопроса должны участвовать двое врачей или консилиум.
Операция кесарева сечения на умирающей должна производиться по всем правилам, ибо надо учитывать возможность улучшения состояния больной после нее, о чем в литературе имеются указания [Гарфункель П. Я., 1934].
Как и следовало ожидать, результаты кесарева сечения на умирающей женщине лучше, чем при такой же операции на мертвой. Согласно Н. Lattuada (1952), в литературе опубликовано 36 подобных случаев, причем извлечено 28 живых детей. В отечественной литературе имеется сообщение П. С. Архангельской (1942) о производстве кесарева сечения на умирающей больной с получением живого ребенка.