Лабораторные исследования - аппендицит у детей
Видео: Лабораторные исследования
При прогрессирующем воспалении червеобразного отростка, как правило, обнаруживают повышенное количество лейкоцитов, которое может достигать 12,0—18,0 • 109/л с выраженным сдвигом влево. Следует, однако, учитывать, что нормальный уровень лейкоцитов в крови вовсе не исключает наличия острого аппендицита или даже перитонита, особенно у маленьких детей, В большинстве случаев, разумеется, прогрессирование воспалительных явлений в отростке и окружающих тканях приводит к лейкоцитозу. Hajkova обнаружила у всех больных, страдавших хроническим аппендицитом, нормальное число лейкоцитов. У больных с флегмонозным аппендицитом лейкоцитоз варьировал в пределах 10,0—20,0-109/л, а у 20% детей отмечен еще более высокий уровень лейкоцитов. Небезынтересно, что из 185 детей с перфоративным аппендицитом у 12 было нормальное содержание лейкоцитов- более чем у 60% больных число лейкоцитов превышало 15 000. Клинически и патоморфологически это в основном проявлялось абсцессами. Количество лейкоцитов около 20,0 -109/л и выше при отсутствии перитонеальных симптомов говорит обычно против аппендицита. Однако по картине крови еще нельзя судить о диагнозе заболевания в целом- это свидетельствовало бы просто о нашем непонимании природы биореактивных механизмов. При изучении гемограммы, как указывает Jedlicka, необходимо всегда учитывать ведущую роль клинической симптоматики в общей диагностической оценке. Мы не можем считать показатели лабораторных исследований крови определяющими при решении вопроса о необходимости операции. К сожалению, в ряде случаев наблюдается обратное. В этом отношении можно указать на книгу Соре, которая относится к наиболее известным работам, посвященным острой абдоминальной патологии- всю проблематику он сводит к одному слову «лейкоцитоз» и, кроме того, цитирует Murphy. Аналогично пишет Folkrpan: «Картина белокровия помогает в диагностике лишь незначительно. Хотя лейкоцитоз наблюдается в большинстве случаев, на этот показатель влияет такое множество факторов, что с диагностической точки зрения на него совершенно нельзя полагаться».
Нередко у ребенка с несомненным диагнозом аппендицита число лейкоцитов оказывается ниже 5000. Такой уровень лейкоцитов особенно характерен для детей, у которых приблизительно за 2 нед до этого наблюдалось вирусное заболевание верхних дыхательных путей с лейкопенией. Можно предполагать, что лейкопения сохраняется и в период бактериальной инфекции червеобразного отростка. Следует подчеркнуть важность изучения картины крови, в том числе СОЭ, особенно в процессе лечения перитонита, когда мы обычно встречаемся не только с лейкоцитозом (с выраженным сдвигом влево) и повышенной скоростью оседания эритроцитов, но и с уменьшением числа эритроцитов и тромбоцитов, о чем будет сказано ниже. Венский врач Kunz оценивает изучение лейкограммы и СОЭ- в большинстве случаев он обнаружил лейкоцитоз при достоверном диагнозе аппендицита, тогда как СОЭ в начале заболевания почти всегда оставалась в норме. Нормальную скорость оседания эритроцитов наблюдала и Hajkova, в том числе в случаях хронического аппендицита. Scharmann обнаружил нормальную СОЭ вскоре после очень быстро наступившей перфорации воспаленного отростка. Вместе с тем повышенная скорость оседания эритроцитов отмечается при острых аднекситах. Это объясняется тем, что в большинстве случаев наблюдается обострение подострого или хронического воспалительного процесса, тогда как при остром аппендиците возникновение заболевания и соответственно симптоматики происходит одновременно.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что изучение гемограммы, проведенное на последнем этапе исследования, малоинформативно и позволяет лишь подтвердить диагноз.
То же относится к исследованию мочи. Немало случаев аппендицита было оставлено без операции, что приводило к перфорации при наличии ацетона в моче- при аппендиците, особенно сопровождающемся тяжелой рвотой, это никак нельзя назвать характерным показателем. Отмечающаяся в ряде случаев ацетонемическая рвота, как и запор, не является заболеванием (т. е. нозологической единицей), а лишь представляет собой один из его симптомов. Ацетон может выявляться в моче в случае тяжелой рвоты, а иногда и без нее. Если в моче обнаруживают ацетон и принимают решение оперировать, необходимо внутривенно ввести глюкозу. Следует постоянно помнить о том, что при раздражении мочеточника или мочевого пузыря за счет прилежащего воспаленного отростка в моче возможно появление белка, в осадке — лейкоцитов и эритроцитов. Не любая пиурия свидетельствует о наличии воспалительного заболевания мочевой системы, при этих явлениях никогда не следует исключать возможность аппендицита. В таких случаях в целях дифференциальной диагностики нельзя обойтись без внутривенной урографии, выполняемой по экстренным показаниям.
Рентгенологическое исследование проводится преимущественно у детей самого младшего возраста. При аппендиците иногда выявляют функциональный поясничный сколиоз (выпуклостью влево) вследствие спазма мышц правой половины живота, дилатацию прямой кишки с уровнем жидкости и газовым пузырем за счет пареза кишечника, а также ограничение амплитуды экскурсий диафрагмы справа. На переэкспонированных снимках иногда можно выявить кальцифицированный контрастный копролит (снимки, выполненные в разных проекциях, помогают обнаружить тень копролита даже при накладывании на нее костных структур). При болях в животе не менее чем в 50% случаев выявляется перфорированный отросток, который можно видеть при наличии воздуха в брюшной полости. При перфоративном аппендиците также обнаруживаются утолщение латеральной стенки брюшной полости справа в результате отека мягких тканей, исчезновение контуров правой m. psoas и в исключительных случаях — свободная жидкость в брюшной полости. Основное значение рентгенологического исследования состоит в том, что оно позволяет исключить воспалительные заболевания плевры и легких, которые в ряде случаев не могут быть выявлены с помощью аускультации и перкуссии- при необходимости мы прибегаем к этому методу с целью уточнения локализации слепой кишки, что помогает выбрать оптимальное место для операционного разреза.