Физиология червеобразного отростка - аппендицит у детей
В 1913 г. главу о физиологии аппендикса Кукула закончил словами: «Бесчисленное количество аппендэктомий, не причинивших ни малейшего вреда организму, служит в целом достаточно убедительным указанием на то, что физиологически роль червеобразного отростка в организме человека либо весьма малосущественна, либо ее вовсе не существует».
В организме травоядных, где функция отростка связана с перевариванием целлюлозы, роль этого образования приобретает важное значение- кроме того, он влияет на сохранение бактериальной флоры тонкого кишечника.
На протяжении последних лет мы являемся свидетелями поистине революционного вторжения иммунологии во все сферы медицинской науки, что также относится к исследованиям в области проблемы червеобразного отростка. Вероятно, этому способствовало и наличие большого количества структур лимфоидной ткани в толще его стенки. Предполагают, что иммунная роль этой ткани может быть весьма существенной в обнаружении и обезвреживании чужеродных белков и бактерий в кишечнике, а также в продуцировании иммуноглобулинов Ig А [Morson, Dawson, 1979].
Некоторые новейшие данные наводят на мысль, что функцию фабрициевой сумки, важного органа иммунной системы у птиц, могла бы выполнять лимфоидная ткань отростка у кролика, а у человека — лимфоидная ткань миндалин или кишечника (пейеровы бляшки).
Развитие и анатомическая структура червеобразного отростка и sacculus rotundus у кролика и фабрициевой сумки у цыплят — очень важных органов иммунной системы — отличаются удивительным сходством. Good и соавт., например, высказывают предположение, что аппендикс или sacculus rotundus, или оба эти органа могут расцениваться как аналоги фабрициевой сумки. Ими проведены экспериментальные исследования и получены интересные результаты. Исследователи удаляли в одном случае червеобразный отросток, в другом — вилочковую железу, в третьем — сразу оба органа у новорожденных кроликов. При удалении отростка или вилочковой железы уровень антител значительно снижался. При удалении обеих структур титр антител снижался настолько сильно, что они практически не поддавались определению. В этом отношении представляет интерес работа Kfikav (1984).
Интересны также исследования, направленные на выяснение роли лимфоидной ткани при злокачественных новообразованиях. Kessler (1970), например, изучал взаимосвязь частоты карцином с предшествующими аппендэктомиями и тонзиллэктомиями. Он не обнаружил, однако, предполагавшейся повышенной частоты злокачественных новообразований у больных, которым ранее были произведены эти операции. Bierman (1968), Gross (1966), Howie и соавт. (1966), Hyams и соавт. (1968), McVay (1964), Robinson (1968) пытались показать повышенную частоту злокачественных новообразований заднего прохода, толстой кишки, легких, молочной железы, матки. Однако только дальнейшие клинические наблюдения и соответствующие экспериментальные исследования смогут дать ответ на все вопросы, составляющие эту еще далеко не решенную проблему.
Заслуживают внимания эксперименты с внутрибрюшинным и внутривенным введением Е. coli. После введения этих микроорганизмов в лимфоидной ткани кишечника, в брыжеечных узлах и червеобразном отростке образуются антитела [Nouza, John, 1976- Tlaskalova, 1970].