Характер метастазирования также определяется организмом хозяина - рак: эксперименты и гипотезы
Обычно деятельность опухолевой клетки не заканчивается в первичной опухоли. Рано или поздно опухолевые клетки мигрируют из компактной массы первичной опухоли, переносятся кровью или лимфой и оседают где- нибудь в лимфатическом узле или в другой ткани. Для миграции имеется множество причин:
- Важным мотивом для такого расселения является простой недостаток места (перенаселение ведет к миграции). Внутреннее давление в первичной опухоли продолжает возрастать до тех пор, пока из нее не начнут выталкиваться клетки. Как показали измерения, избыточное давление действительно способствует процессу метастазирования.
- Лейтон указывает на очень простой механизм, объясняющий, каким образом происходит метастазирование даже без внутреннего давления. Всякий, кто работал с культурами тканей, знает, что клетки, вступающие в митоз, округляются и в значительной мере утрачивают контакт с окружающими клетками. Если клетки в опухоли делятся одновременно, то контакты клеток в данном небольшом участке ослабевают, и такие клетки способны с большей легкостью выпадать из общей массы, чем нормальные.
- Согласно Фоулдсу, опухолевые клетки проходят определенный жизненный цикл, во время которого они развиваются с каждым разом все более в сторону автономии. Ученый предложил понятие «прогрессии» для такой ситуации: «Основная идея прогрессии остается той же, что и в эпигенетическом развитии в эмбриологии». Двумя этапами этой прогрессии являются инвазивный рост и метастазирование- предпосылкой для обоих служит потеря контакта с соседними тканевыми элементами.
Будет ли опухоль метастазировать, а если будет, то когда, определяется самими опухолевыми клетками и их непосредственным окружением. Однако в том, куда будет мигрировать вышедшая клетка, где она осядет и когда из нее образуется зрелая опухоль, немалая роль принадлежит хозяину. Клиницисты и экспериментаторы давно заметили, что метастазы в организме обычно распространяются неравномерно, по-видимому отдавая предпочтение некоторым тканям. Так, селезенка почти всегда избегает этой участи, в то время как печень, легкие и лимфатические узлы — излюбленные места оседания метастазирующих клеток. Пристрастие некоторых раковых клеток к определенным органам достигает порой крайнего выражения: например, Кинси описал меланому (S-91) мыши с особым сродством к ткани легкого. Если такая меланома была привита мыши, в ногу которой предварительно имплантировали ткань легкого, то меланома вырастала только в легочной ткани, причем как в имплантированном участке, так и в нормальном легком животного.
Эксперименты такого рода позволяют предположить, что некоторые ткани представляют собой особо «благоприятную почву» для определенных опухолевых клеток. И все же этого вывода недостаточно, чтобы объяснить все многообразие распределения метастазов. Фоулдс, например, считает, «что некоторые органы, особенно селезенка, противостоят оседанию в них клеток благодаря наличию местных механизмов, сходных с теми, что участвуют в отторжении пересаженных тканей у лабораторных животных». И наконец, простые гемодинамические эффекты могут оказывать существенное влияние на передвижение и оседание мигрирующих опухолевых клеток. По мнению Уолтера, образование метастазов возможно лишь в местах, к которым опухолевые клетки действительно имеют доступ и где они могут «задержаться». Правда, многие исследователи полагают, что возможно и чисто механическое распределение опухолевых клеток по всему организму.
Шмель и Ризенберг, например, инъецировали внутривенно большие количества клеток легко трансплантируемой асцитной опухоли, которая при таком методе введения вырастает в легких. Животных забивали через определенные промежутки времени и суспензии из клеток различных органов инъецировали в брюшную полость здоровым крысам. Доказательством наличия опухолевых клеток в соответствующей суспензии было развитие асцитной опухоли. При такой постановке опыта через час после внутривенного введения опухолевых клеток Уолкера жизнеспособна опухолевые клетки можно было обнаружить во всех исследуемых органах (легкие, печень, почки, селезенка и кровь). Однако через сутки материал, способный к индуцированию опухолей, обнаруживался лишь в препаратах легкого. Эксперимент позволяет сделать следующий вывод: вряд ли имеются препятствия к распределению опухолевых клеток- кроме того, многие органы, в которых поначалу оседают опухолевые клетки, через определенный промежуток времени от них освобождаются. Довод в пользу того, что в таком эксперименте легкие являются первым фильтром, несостоятелен, ибо другие опухоли при аналогичной постановке опыта метастазируют с иным характером распределения.
Как утверждает Лейтон, «сегодня многие склоняются к мнению, что теория благоприятной почвы и механоциркуляторная теория должны рассматриваться не как взаимоисключающие, а как дополняющие друг друга».