Импульс для экспериментальных исследований рака - рак: эксперименты и гипотезы
Импульс для экспериментальных исследований рака
Рак — проблема здравоохранения первостепенного значения, особенно в наши дни: если в 1900 г. в Германии из каждых 30 умерших один погибал от рака, то сегодня в ФРГ рак является причиной смерти в одном случае из пяти. Лишь сердечно-сосудистые заболевания уносят больше жизней, но смертность от рака продолжает увеличиваться. Лестница смертности от рака, по-видимому, имеет тенденцию стать выше (фиг. 1). Как полагают, в скором времени рак может стать главной причиной смерти людей Разумеется, при рассмотрении статистики смертности следует проявлять осторожность: улучшение диагностики может привести к кажущемуся возрастанию заболеваемости раком. Вполне вероятно, что сегодня рак распознается во многих таких случаях, которые раньше приписывались старости. Ошибки в диагнозе, поставленном патологоанатомами по результатам вскрытия, очень редки, но и здесь имеются впечатляющие подтверждения того, что рак встречается все чаще. Ниже приводится число случаев рака легкого, диагностированного в Гейдельбергском патологоанатомическом отделении более чем за сто лет.
Период | Числослучаев |
1841-1875 | 2 |
1876-1900 | 14 |
1901-1925 | 48 |
1926-1950 | 289 |
1951-1963 Видео: Новые тайны мира 2016 | 589 Видео: Чуть-Чуть о Науке. Выпуск 10. Вопросы, ответы и юбилей |
Правда, рак легкого — особый случай. Но хотя заболеваемость не всеми формами рака возрастает столь быстро (некоторыми, например раком желудка, даже снижается), в целом заболеваемость раком продолжает расти. На фиг 2 отражена смертность от рака в США за период 1900—1960 гг. (сведения почерпнуты из так называемого «Доклада Терри»).
За рассматриваемые 60 лет население страны более чем удвоилось. Логично было бы ожидать удвоения смертности от рака, но она составляет лишь незначительную долю общего увеличения смертности. Для оставшейся части следует искать иные объяснения.
К 1960 г. стало не только больше американцев, чем в 1900 г., стало также больше старых людей. Если в 1900 г. только 7% населения было старше 60 лет, то к 1950 г. эта цифра возросла до 14%. Поскольку рак является болезнью пожилого возраста (за некоторыми исключениями), очевидно, что, чем больше пожилых людей, тем больше и случаев рака. Но даже этот «естественный фактор» не позволяет понять, почему в 1960 г. смертность от рака была выше, чем можно было бы объяснить ростом населения и изменениями его возрастного состава.
ЛЕСТНИЦА РАКА: ВОЗРАСТАНИЕ СМЕРТНОСТИ ОТ РАКА Фиг. 1.
СМЕРТНОСТЬ ОТ РАКА В США (&bdquo-ДОКЛАД ТЕРРИ&ldquo-)
Фиг. 2.
Этот «избыток» ведет к невеселому выводу: по словам Бауэра, «заболеваемость раком растет просто потому, что усиливаются факторы, которые его вызывают».
Значительная часть нашей книги посвящена подробному обсуждению этих факторов, причем упор делается на экспериментальные исследования рака: ведь благодаря им сегодня появилась возможность идентифицировать целый ряд упомянутых факторов. Но почти в каждом случае клубок начал разматываться в результате наблюдений над заболеванием человека. Поэтому в поисках ответа на вопрос, почему же все больше и больше людей становятся жертвами рака, нам следует обратиться к клинической практике.
«Желчная теория»
Желчные женщины склонны к заболеванию раком, учил Гален, и это было для него достаточным объяснением. Гиппократ, как и Гален, усматривал основу устойчивости здоровья в гармоничном смешении четырех жидкостей тела (крови, слизи, а также желтой и черной желчи). Нарушение равновесия жидкостей ведет к болезни, особенно тяжелой, когда преобладает черная желчь (по-гречески «мелас холе»). Она считалась причиной наиболее серьезных болезней, в том числе рака. Чем большей едкостью обладает черная желчь, тем смертоноснее ее действие.
1600 лет спустя Жан Аструк (1684—1766), врач из Монпелье, подверг теорию Галена экспериментальной проверке: он сжег кусок опухоли молочной железы и кусок обыкновенного бифштекса и сравнил вкус оставшейся золы. Он не смог выявить никакого особо «едкого» вкуса золы раковой опухоли, и это привело его к отказу от так называемой «желчной теории» (melancholia carcinogenica) возникновения рака.
Однако эта теория не была предана забвению. В 1844 г. Ригони Стерн отметил, что среди замужних женщин рак шейки матки чаще встречается у чувствительных и склонных к подавленному настроению особ. А в 1964 г. Д. Киссен написал, что «по имеющимся данным, на развитие рака влияет не только сам факт курения сигарет, но и особенности характера курильщика». Он провел психологические беседы почти с 900 пациентами, страдавшими легочными заболеваниями. В ходе собеседования ни Киссен, ни его пациенты еще не знали диагноза. Позднее выяснилось, что примерно половина всех пациентов была больна раком. Сравнивая пациентов, больных раком легкого, и пациентов, страдающих иными заболеваниями, Киссен отметил, что для раковых больных характерна «недостаточная эмоциональная разрядка». Имеются и другие сообщения, подтверждающие приведенные результаты, хотя получены они иными методами и описаны в других терминах. Однако никто еще не осмелился заявить, что особенности характера являются достаточным основанием для возникновения рака легкого, а курение — просто «индикатор» особой психической конституции, никто ... кроме представителей табачной промышленности. И все же дискуссии вокруг психофизических взаимодействий продолжаются.
Даже эксперименты на животных вписываются в эту картину: И. П. Павлов и его сотрудники сообщали, что у собак, подвергнутых продолжительному экспериментальному неврозу, развивались спонтанные злокачественные опухоли внутренних органов.
В этой связи заслуживают интереса данные обследования, проведенного Берксоном. По Берксону, женатые, холостые и разведенные мужчины имеют разную степень риска умереть от рака легкого: разведенные мужчины умирают вдвое чаще, чем женатые, холостяки же находятся где-то посредине.
В общем «желчная теория» не забыта. Однако трудность оценки психосоматических факторов осталась. Роль химических веществ в развитии опухолей у человека вызывает гораздо меньше споров. Чаще всего этот вопрос рассматривается в связи с обсуждением роли курения сигарет в развитии рака.
Курение сигарет и рак легкого
«Не будет преувеличением сказать, что рак легкого в наши дни является величайшим онкологическим экспериментом в истории человечества». Эти слова, принадлежащие К. X. Бауэру, подкрепляются убедительными данными. Так, в США свыше миллиона человек находились под наблюдением на протяжении восьми с лишним лет. Как оказалось, смертность от рака легкого среди курильщиков в десять раз выше, чем среди некурящих. Что же касается особо заядлых курильщиков, то у них дело обстояло еще хуже: те, кто выкуривал две пачки сигарет в день, имели в 24 раза больше шансов заболеть, чем некурящие (по Кану). Обследование, проведенное в Англии, дало сходные результаты: те, кто выкуривал 25 или более сигарет в день, умирали от рака легкого в 20 раз чаще, чем некурящие (по сообщению Долла и Хилла).
Эти и многие другие данные заставили одного эпидемиолога сказать: «Только невежеством и предвзятостью можно объяснить отрицание реальной связи между курением и заболеванием раком легкого» (Флетчер). Однако здесь все же имеются некоторые озадачивающие факты.
Установлено, что у собак и кошек также растет смертность от рака легкого. По-видимому, наиболее вероятным объяснением этого роста является постоянно усиливающееся загрязнение воздуха. Если же загрязнение воздуха действительно способствует возникновению рака легкого, то следует ожидать, что смертность от этого заболевания в городах выше по сравнению, с сельской местностью. В самом деле, по статистическим данным США, Англии и Швеции, заболеваемость раком легкого в городах в два- три раза выше.