Осложнения терапии рака молочной железы и особые замечания - лучевая терапия в лечении рака
- ОСЛОЖНЕНИЯ
Хирургические осложнения, наблюдаемые после радикальной мастэктомии, обычно выражаются отеком конечности, некрозом кожного лоскута, гематомой, незаживлением раны и инфекцией. Проблемы с психологической и социальной адаптацией после мастэктомии наблюдаются примерно у 50 % больных.
Лучевую терапию больные обычно переносят хорошо. Острые реакции самоограниченны и заключаются главным образом в изменениях кожи (эритема, влажный эпидермит). Поздние осложнения выражаются отеком железы/фиброзом, отеком руки в 5—7 % случаев и бессимптомным фиброзом ткани легкого. У больных, подвергшихся органосохраняющей операции и лучевой терапии, легкие и умеренные осложнения наблюдаются примерно в 25 % случаев. Тяжелые осложнения возможны менее чем у 1 % больных и зависят от величины дозы. Плечевой плексит, некроз молочной железы, переломы ребер, пневмониты и преходящий плевральный выпот наблюдаются редко, возникая менее чем в 1 % случаев.
Химиотерапия может быть очень токсичной, ее необходимо проводить только под квалифицированным наблюдением. Наиболее частыми побочными эффектами являются тошнота и рвота, лейкопения и тромбоцитопения, которые могут повысить риск инфекций и кровотечений, мукозиты, алопеция и почечная недостаточность. Поздние токсические осложнения могут выражаться нарушением функции сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и мочевыделительной систем.
- ОСОБЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- Дольковый рак in situ
Истинная частота долькового рака неизвестна, но предполагается, что она имеет место в 0,8—3,6 % всех доброкачественных эпителиальных заболеваний молочной железы. Примерно у 20—30 % больных дольковым раком in situ в последующем развивается инвазивный рак различных гистологических типов. Согласия по оптимальным вариантам лечения нет. Наблюдение постепенно становится одним из вариантов тактики, хотя некоторые авторы рекомендуют одностороннюю мастэктомию в сочетании с биопсией из такого же участка противоположной железы. Лучевая терапия не играет большой роли в лечении этого заболевания.
- Воспалительный рак молочной железы
Воспалительный рак молочной железы встречается в 1—4 % всех случаев рака. Диагноз ставят обычно на основании клинико-гистологических данных. Клинические признаки выражаются покраснением и отеком железы, часто без наличия пальпируемой опухоли. Типичные гистологические признаки выражаются инвазией опухоли в кожные лимфатические сосуды. Воспалительный рак молочной железы имеет сомнительный прогноз, его лечат как системное заболевание. Одна операция противопоказана вследствие очень высокой степени риска местного рецидива и плохих показателей выживаемости. Современные терапевтические рекомендации предусматривают проведение химиотерапии с включением в схемы доксорубицина в максимально возможных дозах. Лучевую терапию и операцию можно проводить после химиотерапии для уменьшения частоты рецидивирования.
- Двусторонний рак молочной железы
Двусторонний рак молочной железы бывает синхронным или метахронным. В большинстве случаев он метахронный. Возникновение синхронного двустороннего рака наблюдается примерно в 1—2 % случаев. Прогноз зависит от стадии заболевания, и лечение должно строиться исходя из стадии.
- Листовидная цистосаркома
Эта опухоль является наиболее частым вариантом неэпителиального новообразования молочной железы. Операция является методом выбора и после нее частота рецидивирования составляет менее 5 %. Поражение подмышечных лимфатических узлов наблюдается редко. Лучевая терапия не имеет значения при лечении этой опухоли, за исключением больных с остаточной, рецидивной или неоперабельной опухолью.
- Рак молочной железы у мужчин
Рак молочной железы у мужчин встречается редко и составляет только 1 % от всех случаев рака этого органа и менее 1 % от всех злокачественных опухолей у мужчин. Гистологические типы аналогичны наблюдаемым у женщин, за исключением того, что дольковый рак in situ у мужчин не встречается. Нет единой точки зрения относительно локо-регионарного лечения. Стандартным лечением является мастэктомия с послеоперационной лучевой терапией или без нее. Роль адъювантной гормональной терапии или химиотерапии неясна. Десятилетняя выживаемость составляет 70, 45 и 10 % соответственно для больных со стадиями I, II и III.