Избыточность нейронов в гностическом поле - интегративная деятельность мозга
Итак, мы приходим, к выводу, что в гностическом поле каждому унитарному восприятию может отвечать не один нейрон, а какое-то их множеству ведь если новый стимул-объект предъявляется в момент, когда» это гностическое поле находится в состоянии активации, то все «незанятые» нейроны- которые потенциально «содержат» его элементы, способны превращаться в действующие, отвечающие данному паттерну. Мы обозначаем свойство принципом избыточности гностических нейронов. Совокупность нейронов, отвечающих одному паттерну стимулов, назовем множеством (set) гностических нейронов (фиг. 22).
Можно считать, что число гностических нейронов, формирующихся при каждом предъявлении паттерна стимулов, зависит от Степени активации гностического поля, связанного с соответствующим восприятием. Если восприятие протекало на фоне усиленного внимания, вызванного должной эмоцией, то можно ожидать, что ему будет отвечать большая численность гностических нейронов, чем аналогичному восприятию на фоне индифферентного состояния.
Фиг. 22. Схема, иллюстрирующая сущность принципа избыточности.
Здесь все три отобранных нейрона представляют восприятие одного стимул-объекта, состоящего на элементов, отраженных транзитными нейронами Т1, Т2 и Т14.
В-третьих, можно полагать, что при повторном предъявлении стимул объекта импульсы достигают не только тех гностических нейронов, которые уже «заняты» им в первый раз, но и новых, идентичных гностических нейронов, которые могут формироваться из свободных нейронов, потенциально соответствующих данному паттерну, но по каким-то причинам еще не «занятых» им. Таким образом, повторное предъявление паттерна может привести к дальнейшему увеличению числа соответствующих гностических нейронов- правда, увеличение это постепенно замедляется, по крайней мере по двум причинам: во-первых, при частом предъявлении одного и того же стимула «интерес» к нему становится все меньше и меньше, и потому активация данного поля ослабляется, а во- вторых, все меньше становится и свободных потенциальных нейронов, соответствующих этому паттерну.
Эти рассуждения приводят нас к важному выводу, что хотя повторное предъявление стимул-объекта и ведет к увеличению численности соответствующих ему гностических нейронов, увеличение это не беспредельно.
Наконец, процесс формирования гностических нейронов в значительной мере зависит от того, что происходит после предъявления данного стимул-объекта: если некоторое время спустя предъявить другие стимул- объекты из той же категории, то они могут легко подавить процесс консолидации данного восприятия. Это явление, хорошо известное как ретроактивное торможение, оказывает резко отрицательное влияние на формирование новых гностических нейронов.
После того как произошла консолидация восприятия данного паттерна, его опознавание, по-видимому, уже перестает зависеть от числа отвечающих ему гностических нейронов. Самое большее, на что может повлиять обширность (по числу нейронов) представительства паттерна, — это на латентный период его опознавания и на возможность его опознавания в неблагоприятных условиях (например, при недостаточном, внимании или на фоне «шумов», помех). Можно, однако, полагать, что такая избыточность гностических нейронов имеет существенное значение для сохранения унитарных восприятий при поражениях коры. В самом деле, если в результате старения или из-за какого-то патологического процесса клетки данного поля коры дегенерируют или разрушаются, то очевидно, что скорее всего исчезнут те следы памяти, которые представлены малым числом нейронов.
Многие клинические наблюдения весьма убедительно подтверждают такой вывод. Типичные психические изменения, связанные со старостью или общей энцефалопатией (например, болезнь Пика), состоят в сохранении памяти на события, имевшие место в далеком прошлом, тогда как более поздние события стираются из памяти. Более того, всем известно, что в старости воспоминания детства становятся даже более яркими, несомненно из-за отсутствия конкурирующего влияния более свежих воспоминаний.
Избирательность в сохранении запоминаемого материала наблюдается также при очаговых поражениях, затрагивающих определенные гностические поля. Как будет показано в следующих главах, при особых формах агнозий (когда данная гностическая функция снижена, но не утрачена полностью) воспоминания, относящиеся к более раннему времени, используемые чаще или имеющие сильную эмоциональную окраску, сохраняются лучше, чем те, которые не подверглись прочной консолидации. Малочисленностью гностических нейронов, соответствующих той категории восприятий, которая затронута при данном типе агнозии, можно объяснить также, почему ответы таких больных в предлагаемых тестах чрезвычайно неустойчивы и часто непредвиденны. Действительно, эти ответы изменяются не только от испытания к испытанию, но и в пределах одного испытания, что в значительной мере зависит от эмоционального состояния больного. Если он в хорошем настроении и чувствует поддержку экспериментатора, его ответы могут быть удивительно верными, но если он утомлен или в состоянии стресса, ответы совершенно, неудачны. Этот вопрос мы подробно обсудим в гл. IV (разд. 10).