Приобретенные ассоциативные системы - интегративная деятельность мозга
Видео: психотерапия
ПРИОБРЕТЕННЫЕ АССОЦИАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (АССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Как указывалось ранее, процессы обучения, т. е. превращение потенциальных связей в действующие, могут происходить как в самих афферентных системах (перцептивное обучение), так и в ассоциативных системах (ассоциативное обучение). Ассоциативное обучение происходит при синхронной активации двух клеток, соединенных между собой потенциальной связью (одна из этих клеток передающая, другая принимающая)- процесс этот заключается в постепенном повышении проводимости синаптических контактов между этими клетками.
В настоящей работе мы не затрагивали проблемы внутренней природы этого процесса.
Чисто интуитивно мы полагали, что в основе этого процесса лежит либо увеличение численности синаптических бляшек, либо биохимическое согласование нейронов, либо, наконец, оба эти процесса одновременно. Какой бы ни была природа процесса обучения, он не происходит немедленно в момент совпадения двух раздражителей, а развивается позднее, как результат такого совпадения. Вследствие этого, если какие-то факторы препятствуют консолидации следов памяти, то этим предотвращается превращение потенциальных связей в действующие.
Мы сделали предположение, что необходимым условием образования действующих связей между двумя синхронно активированными нейронами является активация принимающих нейронов импульсами, происходящими из эмотивной системы. Для объяснения четкого различия между ролью, которую играют специфические связи между нейронами, и ролью облегчающих связей, делающих возможной данную ассоциацию, мы допустили, что первые являются аксо-соматическими, а вторые — аксо-дендритными.
Ассоциации в коре головного мозга могут формироваться между определенными группами нейронов в пределах одного гностического поля, между нейронами различных гностических полей, относящихся к одному анализатору, или между разными анализаторами. Естественно, что ассоциации формируются только в том случае, если участвующие в них нейроны уже сформировались как гностические. Иными словами, перцептивное обучение должно предшествовать ассоциативному обучению. Можно предположить, что анатомическим субстратом образования ассоциаций между разными анализаторами являются длинные проводящие пути в белом веществе головного мозга, связывающие определенные гностические поля. В коре головного мозга большинство ассоциаций двусторонние, т. е. каждая из участвующих групп может быть либо передающей, либо принимающей.
Если образуется ассоциация между определенными нейронами гностических полей — скажем, полей А и Б (в поле А — передающие нейроны, в поле Б — принимающие) — то эта ассоциация будет «использоваться» только тогда, когда оба эти поля будут находиться в состоянии активации, вызванной эмотивной системой. Активация поля А необходима для активации передающих нейронов соответствующим стимул-объектом (т. е. привлечения внимания к этому объекту), тогда как активация поля Б необходима для активации принимающих нейронов ассоциативным путем, установившимся между двумя группами нейронов. Если у данной группы передающих нейронов имеются ассоциации с несколькими группами принимающих нейронов, то восприятие, активирующее первую группу, будет активировать через ассоциации лишь те принимающие группы, которые находятся в состоянии активации.
Предъявление того или иного стимул-объекта вызывает активацию соответствующей группы гностических нейронов, что в психологическом аспекте обозначается как восприятие. Активация же этой группы нейронов через ассоциацию психологически обозначается как образ. Возникает вопрос о физиологическом различии между этими двумя процессами. Предполагается, что различие это заключается в следующем: в основе восприятия лежит активация гностических нейронов с более низких уровней данной афферентной системы в сочетании с рефлексом нацеливания, направленным на действующий стимул-объект. Образ же возникает при активации гностических нейронов в отсутствие рефлекса нацеливания. Если по каким-то причинам, несмотря на отсутствие действующего стимул-объекта, рефлекс нацеливания все же обнаруживается, то происходит явление, именуемое галлюцинацией.
Ассоциации могут формироваться не только между корковыми гностическими полями, но и между конечными полями других афферентных систем, в которых представлены более грубые свойства стимул-объектов, действующих на рецепторы. Мы думаем, что местом подобного разветвления являются базальные ганглии, образующие еще один анатомический субстрат ассоциативных функций.