тут:

Приобретенные ассоциативные системы - интегративная деятельность мозга

Оглавление
Интегративная деятельность мозга
Врожденная деятельность организма
Исполнительный пищевой безусловный рефлекс
Исполнительные защитные безусловные рефлексы
Рефлексы нацеливания
Подготовительный пищевой безусловный рефлекс
Подготовительные защитные безусловные рефлексы
Поисковые рефлексы
Свойства различных видов подготовительной деятельности
Проблема антидрайва
Взаимоотношения между различными эмотивными состояниями
Общая физиология восприятия
Концепция гностических нейронов
Данные психологии о существовании гностических нейронов
Неврологические данные о существовании гностических нейронов
Проблема формирования гностических нейронов
Избыточность нейронов в гностическом поле
Восприятия сходных паттернов и проблема различения
Проблема формирования новых гностических полей
Проблема привыкания
Категории восприятий в отдельных анализаторах
Общая характеристика зрительного гнозиса
Категории унитарных восприятий в слуховом анализаторе
Унитарные восприятия в обонятельном и вестибулярном анализаторах
Категории унитарных восприятий в соместетическом и в вкусовом анализаторах
Центральная организация кинестетического анализатора
Категории кинестетических унитарных восприятий
Восприятия эмоциональных состояний
Общая физиология ассоциаций
Физиологическая природа галлюцинаций
Свойства унитарных образов
Яркость унитарных образов
Взаимосвязь между восприятиями и ассоциациями
Методы исследования ассоциаций
Кинестетические образы и их связь с движением тела
Программирование моторных актов в случае их выполнения и невыполнения
Общая патология ассоциаций
Основные ассоциации у человека и животных
Ассоциации, направленные к зрительному анализатору
Ассоциации, направленные к слуховому анализатору
Ассоциации, направленные к соместетическому анализатору
Ассоциации, направленные к кинестетическому анализатору
Ассоциации, направленные к эмотивному анализатору
Классический условный рефлекс
Условный рефлекс на пищу
Условный рефлекс голода
Оборонительные условные рефлексы
Величина классических условных рефлексов
Роль последовательности условного и безусловного раздражителей
Проблема локализации классического условного рефлекса
Роль классических условных рефлексов в жизни человека
Внутреннее торможение
Новые экспериментальные данные по внутреннему торможения
Механизм  первичного тормозного условного рефлекса
Переделка разнородных условных рефлексов
Переделка классических условных рефлексов у человека
Механизмы генерализации и дифференцировки
Инструментальные условные рефлексы
Соотношение между слюноотделительной и двигательной реакциями
Соотношение между условными рефлексами первого и второго типов
Два других варианта условных рефлексов второго типа
Перелос навыков при условных рефлексах второго типа
Условные рефлексы второго типа и драйв
Зависимость пищевых инструментальных реакций от драйва голода
Взаимоотношения между слюноотделительной и двигательной реакциями при выработке условных рефлексов второго типа
Механизм оборонительных условных рефлексов второго типа
Структура дуги условного рефлекса второго типа
Зависимость условных рефлексов второго типа от экспериментальной обстановки
Дифференцировка между двумя двигательными реакциями, подкрепляемыми одним безусловным раздражителем
Дифференцировка между двумя двигательными реакциями при разных подкреплениях
Проблема торможения условных рефлексов второго типа
Происхождение и физиологические основы инструментального движения
Образование инструментальных реакций из пассивных движений
Роль проприоцептивной обратной связи в условных рефлексах второго типа
Механизм инструментального движения
Кратковременная память
Кратковременная память в экспериментах на животных
Общая архитектура интегративной деятельности мозга
Врожденные ассоциативные системы
Приобретенные ассоциативные системы
Классические условные рефлексы как частный пример приобретенных ассоциаций
Инструментальные условные рефлексы (второго типа)
Трансформация ассоциаций
Механизм эфферентных систем, кратковременная память

Видео: психотерапия

ПРИОБРЕТЕННЫЕ АССОЦИАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (АССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Как указывалось ранее, процессы обучения, т. е. превращение потенциальных связей в действующие, могут происходить как в самих афферентных системах (перцептивное обучение), так и в ассоциативных системах (ассоциативное обучение). Ассоциативное обучение происходит при синхронной активации двух клеток, соединенных между собой потенциальной связью (одна из этих клеток передающая, другая принимающая)- процесс этот заключается в постепенном повышении проводимости синаптических контактов между этими клетками.
В настоящей работе мы не затрагивали проблемы внутренней природы этого процесса.
Чисто интуитивно мы полагали, что в основе этого процесса лежит либо увеличение численности синаптических бляшек, либо биохимическое согласование нейронов, либо, наконец, оба эти процесса одновременно. Какой бы ни была природа процесса обучения, он не происходит немедленно в момент совпадения двух раздражителей, а развивается позднее, как результат такого совпадения. Вследствие этого, если какие-то факторы препятствуют консолидации следов памяти, то этим предотвращается превращение потенциальных связей в действующие.
Мы сделали предположение, что необходимым условием образования действующих связей между двумя синхронно активированными нейронами является активация принимающих нейронов импульсами, происходящими из эмотивной системы. Для объяснения четкого различия между ролью, которую играют специфические связи между нейронами, и ролью облегчающих связей, делающих возможной данную ассоциацию, мы допустили, что первые являются аксо-соматическими, а вторые — аксо-дендритными.
Ассоциации в коре головного мозга могут формироваться между определенными группами нейронов в пределах одного гностического поля, между нейронами различных гностических полей, относящихся к одному анализатору, или между разными анализаторами. Естественно, что ассоциации формируются только в том случае, если участвующие в них нейроны уже сформировались как гностические. Иными словами, перцептивное обучение должно предшествовать ассоциативному обучению. Можно предположить, что анатомическим субстратом образования ассоциаций между разными анализаторами являются длинные проводящие пути в белом веществе головного мозга, связывающие определенные гностические поля. В коре головного мозга большинство ассоциаций двусторонние, т. е. каждая из участвующих групп может быть либо передающей, либо принимающей.
Если образуется ассоциация между определенными нейронами гностических полей — скажем, полей А и Б (в поле А — передающие нейроны, в поле Б — принимающие) — то эта ассоциация будет «использоваться» только тогда, когда оба эти поля будут находиться в состоянии активации, вызванной эмотивной системой. Активация поля А необходима для активации передающих нейронов соответствующим стимул-объектом (т. е. привлечения внимания к этому объекту), тогда как активация поля Б необходима для активации принимающих нейронов ассоциативным путем, установившимся между двумя группами нейронов. Если у данной группы передающих нейронов имеются ассоциации с несколькими группами принимающих нейронов, то восприятие, активирующее первую группу, будет активировать через ассоциации лишь те принимающие группы, которые находятся в состоянии активации.
Предъявление того или иного стимул-объекта вызывает активацию соответствующей группы гностических нейронов, что в психологическом аспекте обозначается как восприятие. Активация же этой группы нейронов через ассоциацию психологически обозначается как образ. Возникает вопрос о физиологическом различии между этими двумя процессами. Предполагается, что различие это заключается в следующем: в основе восприятия лежит активация гностических нейронов с более низких уровней данной афферентной системы в сочетании с рефлексом нацеливания, направленным на действующий стимул-объект. Образ же возникает при активации гностических нейронов в отсутствие рефлекса нацеливания. Если по каким-то причинам, несмотря на отсутствие действующего стимул-объекта, рефлекс нацеливания все же обнаруживается, то происходит явление, именуемое галлюцинацией.
Ассоциации могут формироваться не только между корковыми гностическими полями, но и между конечными полями других афферентных систем, в которых представлены более грубые свойства стимул-объектов, действующих на рецепторы. Мы думаем, что местом подобного разветвления являются базальные ганглии, образующие еще один анатомический субстрат ассоциативных функций.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее