Свойства унитарных образов - интегративная деятельность мозга
Видео: Песочная терапия Как развивать мелкую моторику
Поскольку по своему физиологическому механизму образы как гностические явления не отличаются от восприятий, то можно полагать, что сказанное ранее об основных свойствах восприятий должно относиться и к образам. Более того, можно предвидеть, что так как образы представляют собой чистую форму возбуждения гностических нейронов, на которую не наслаивается возбуждение проекционных нейронов, их характерные черты будут выступать даже отчетливее, чем у восприятий.
Ниже мы обсудим такие свойства унитарных образов, как целостность и антагонизм.
Целостность унитарных образов более очевидна, чем целостность восприятий. В самом деле, если зрительные и слуховые восприятия обычно сложны, ибо состоят из ряда унитарных восприятий — одновременных (если между ними нет антагонизма) или быстро сменяющих друг друга — то образ, как правило, возникает как изолированное явление. Так, я знаю по собственному опыту, что легко могу вызвать чистый образ почерка знакомого мне человека, не представляя себе при этом никаких конкретных слов. Само собой разумеется, что при восприятии это невозможно — ведь практически представления о том, что написана и как написано, неотделимы друг от друга. Или, скажем, когда я утомлен и в моем мозгу возникают образы голосов разных людей, но я при этом «не слышу», что они говорят, и не потому, что слова доносятся или произносятся неразборчиво, а просто сами слова не участвуют в возникновении образа. При восприятии же такое разобщение вряд ли возможно.
Далее, поскольку в отличие от восприятий образ возникает в отсутствие соответствующего стимул-объекта, он может информировать нас об определенном гностическом событии и в тех случаях, когда восприятие было единственным и больше не повторялось.
Представьте себе, что вы были свидетелем какого-то трагического события, например несчастного случая на улице. Каждый по опыту знает, что такое восприятие прочно остается в памяти и этот образ можно вызывать вновь и вновь даже долгое время спустя, причем он возникает всегда в одной и той же форме — например, вы отчетливо видите распростертое на мостовой окровавленное тело. С течением времени образ может и потускнеть, но сама картина останется прежней, как будто в вашей памяти сохранилась ее фотография.
То же можно сказать и о слуховых образах. Если у вас на глазах произошел какой-либо несчастный случай и вы слышали при этом душераздирающий крик, то этот слуховой образ надолго останется в вашей памяти и всякий раз, когда вы его вызовете через ассоциации, будет звучать тот же крик, словно его записали на магнитофонную ленту.
Антагонизм унитарных образов или образов и восприятий подчиняется тем же закономерностям, что и антагонизм восприятий. Поскольку яркость образов варьирует в широких пределах, из конкурирующих образов верх берет самый яркий, который подавляет все остальные.
Вот простой, но достаточно убедительный пример такой конкуренции различных образов. Допустим, на моих глазах произошло какое-то драматическое событие, которое овладело моим зрительным воображением. Я ложусь спать, но преследующий меня образ не дает мне уснуть и подавляет все другие. Желая избавиться от него, я принимаюсь читать роман. Если донимающий меня образ «засел» крепко, чтение не помогает. Хотя, читая, я воспринимаю слова вполне нормально (так как это восприятие не относится к категории антагонистических в отношении данного образа), тем не менее я не понимаю, что читаю, т. е. те обычные зрительные образы, которые вызываются словами, подавлены образом пережитого события. Если же событие подействовало на меня недостаточно сильно, то образы, возникающие при чтении, начинают превалировать и я наконец избавляюсь от навязчивого образа и сосредоточиваюсь на содержании книги. Но, увы, стоит только отложить книгу и погасить свет, как настойчивый образ возвращается вновь и опять подавляет все другие, разворачивая передо мной снова всю цепь событий. Этот пример весьма убедительно иллюстрирует взаимодействие между различными конкурирующими образами.
Так как возбуждение гностических нейронов, вызванное действующим стимул-объектом, как правило, сильнее, чем их возбуждение через ассоциативные пути, то и реальное восприятие обычно подавляет все образы. Так, внимательно всматриваясь в картину нельзя одновременно мысленно видеть другую картину сходного сюжета или, слушая один голос, в то же время представлять себе голос другого человека. Однако, глядя на картину, можно одновременно «слышать» в воображении чей-то голос, объясняющий ее сюжет, или, слушая чей-то рассказ, можно легко представлять себе сюжет этого рассказа зрительно. Все это возможно потому, что гностические нейроны, относящиеся к разным категориям, не конкурируют друг с другом.
Иногда все-таки образы начинают доминировать над реальными восприятиями. Если возбуждение некоторой группы гностических нейронов, вызванное через ассоциации, достигает очень сильной степени, как это случается при сильном эмоциональном возбуждении, то оно может легко преобладать над возбуждением конкурирующей группы нейронов, порождаемым действующим стимул-объектом. Например, глубоко сосредоточась на своих мыслях, вызывающих в нас слуховые словесные образы, мы не слышим того, что говорят в это время по радио. К сожалению, это случается редко, чаще же включенный на полную мощность приемник соседей вообще не позволяет нам думать о чем бы то ни было.