тут:

Проблема формирования новых гностических полей - интегративная деятельность мозга

Оглавление
Интегративная деятельность мозга
Врожденная деятельность организма
Исполнительный пищевой безусловный рефлекс
Исполнительные защитные безусловные рефлексы
Рефлексы нацеливания
Подготовительный пищевой безусловный рефлекс
Подготовительные защитные безусловные рефлексы
Поисковые рефлексы
Свойства различных видов подготовительной деятельности
Проблема антидрайва
Взаимоотношения между различными эмотивными состояниями
Общая физиология восприятия
Концепция гностических нейронов
Данные психологии о существовании гностических нейронов
Неврологические данные о существовании гностических нейронов
Проблема формирования гностических нейронов
Избыточность нейронов в гностическом поле
Восприятия сходных паттернов и проблема различения
Проблема формирования новых гностических полей
Проблема привыкания
Категории восприятий в отдельных анализаторах
Общая характеристика зрительного гнозиса
Категории унитарных восприятий в слуховом анализаторе
Унитарные восприятия в обонятельном и вестибулярном анализаторах
Категории унитарных восприятий в соместетическом и в вкусовом анализаторах
Центральная организация кинестетического анализатора
Категории кинестетических унитарных восприятий
Восприятия эмоциональных состояний
Общая физиология ассоциаций
Физиологическая природа галлюцинаций
Свойства унитарных образов
Яркость унитарных образов
Взаимосвязь между восприятиями и ассоциациями
Методы исследования ассоциаций
Кинестетические образы и их связь с движением тела
Программирование моторных актов в случае их выполнения и невыполнения
Общая патология ассоциаций
Основные ассоциации у человека и животных
Ассоциации, направленные к зрительному анализатору
Ассоциации, направленные к слуховому анализатору
Ассоциации, направленные к соместетическому анализатору
Ассоциации, направленные к кинестетическому анализатору
Ассоциации, направленные к эмотивному анализатору
Классический условный рефлекс
Условный рефлекс на пищу
Условный рефлекс голода
Оборонительные условные рефлексы
Величина классических условных рефлексов
Роль последовательности условного и безусловного раздражителей
Проблема локализации классического условного рефлекса
Роль классических условных рефлексов в жизни человека
Внутреннее торможение
Новые экспериментальные данные по внутреннему торможения
Механизм  первичного тормозного условного рефлекса
Переделка разнородных условных рефлексов
Переделка классических условных рефлексов у человека
Механизмы генерализации и дифференцировки
Инструментальные условные рефлексы
Соотношение между слюноотделительной и двигательной реакциями
Соотношение между условными рефлексами первого и второго типов
Два других варианта условных рефлексов второго типа
Перелос навыков при условных рефлексах второго типа
Условные рефлексы второго типа и драйв
Зависимость пищевых инструментальных реакций от драйва голода
Взаимоотношения между слюноотделительной и двигательной реакциями при выработке условных рефлексов второго типа
Механизм оборонительных условных рефлексов второго типа
Структура дуги условного рефлекса второго типа
Зависимость условных рефлексов второго типа от экспериментальной обстановки
Дифференцировка между двумя двигательными реакциями, подкрепляемыми одним безусловным раздражителем
Дифференцировка между двумя двигательными реакциями при разных подкреплениях
Проблема торможения условных рефлексов второго типа
Происхождение и физиологические основы инструментального движения
Образование инструментальных реакций из пассивных движений
Роль проприоцептивной обратной связи в условных рефлексах второго типа
Механизм инструментального движения
Кратковременная память
Кратковременная память в экспериментах на животных
Общая архитектура интегративной деятельности мозга
Врожденные ассоциативные системы
Приобретенные ассоциативные системы
Классические условные рефлексы как частный пример приобретенных ассоциаций
Инструментальные условные рефлексы (второго типа)
Трансформация ассоциаций
Механизм эфферентных систем, кратковременная память

Итак, мы видим, что большинству стимул-объектов, с которыми мы сталкиваемся в жизни, отвечает не одно множество гностических нейронов, а два (или даже больше): множество нейронов «грубой настройки», представляющих общие свойства объектов данного типа, и множество нейронов, соответствующих частным особенностям объектов, характерным только некоторым из них или даже одному отдельно взятому объекту. Так, у нас есть гностические нейроны, представляющие автомобиль вообще, другие—автомобили разных марок, а третьи — наш собственный автомобиль. Или есть гностические нейроны, представляющие маленьких птиц вообще, а другие — каждый вид птиц отдельно (особенно если вы по профессии орнитолог). То же можно сказать и о восприятии листьев вообще и о каждой форме их для ботаника, о восприятии лиц вообще, отдельных групп людей (мужчин или женщин, детей или взрослых) и лиц наших знакомых.
Такой вывод проливает некоторый свет на проблему формирования гностических полей, но ввиду отсутствия в настоящее время достаточно убедительных данных по этой проблеме нам не хотелось бы обсуждать ее в деталях. Скажем лишь, что гностические поля имеют потенциальные связи с соответствующими полями более низкого порядка и что некоторые из этих связей превращаются в действующие под влиянием личного опыта организма. Нам, однако, неизвестно, упорядочены ли эти потенциальные связи каким-то особым образом в процессе филогенеза, или они совершенно «свободны» для последующего развития гностических полей под воздействием даже самых невероятных паттернов.
На основании сказанного можно, по-видимому, допустить, что эти поля подчиняются некоей иерархии и аналогично структуре афферентных систем в целом компонуются из наложенных друг на друга уровней. Детали этой иерархической структуры полностью зависят от индивидуального опыта или коллективного опыта людей, принадлежащих к определенной социальной группе. Мы вынуждены оставить открытым вопрос о том, отвечает ли более высокому уровню гнозиса свое особое анатомическое поле или он включается в соответствующий низший уровень?
Представим себе человека, у которого есть грубое представление об определенной категории стимул-объектов, скажем о лицах другой расы или звуках иностранного языка, и, поскольку все это не играет особой роли в его жизни, он не интересуется их детальными свойствами.
Допустим далее, что условия его жизни меняются и индивидуальные различия этих стимул-объектов приобретают для него большое значение- ну, скажем, он переезжает в страну, где большинство составляют люди другой расы, которые говорят на чужом для него языке. Сначала ему трудно, так как полагаться на свои прежние, «грубые» гностические нейроны он уже не может, — должны сформироваться новые, значительно более специфичные. Столкнувшись сразу со множеством незнакомых стимул-объектов одной категории, он, конечно, совершенно теряется, поскольку оказывается не в состоянии различать их. Но постепенно он начинает воспринимать различия между отдельными стимул-объектами новой категории и опознавать все большее и большее их число. Это происходит благодаря тому, что он научается обращать внимание на те элементы стимул-объектов, которые прежде оставались незамеченными- теперь они играют существенную роль во вновь сформировавшихся гностических нейронах. Благодаря большой практике наш субъект настолько хорошо, познает данную категорию стимул-объектов, что, встретившись с совершенно новым экземпляром, он сразу же определяет его отсутствие в своем «досье», у него возникает надлежащая ориентировочная реакция,, схватывание нового объекта в целом, формирование вскоре соответствующих гностических нейронов без какого-либо специального процесса различения — такова последовательность этапов в данном случае. Это явление обычно называют «формированием установки» («lerning sets»)- его часто наблюдают и у людей и у животных [19].
Двойное (или множественное) представительство стимул-объектов одной категории имеет интересный невропатологический аспект. В некоторых случаях частичного поражения определенного гностического поля, когда больной утрачивает способность воспринимать конкретные стимул- объекты, способность воспринимать категорию в целом сохраняется. Так, при лицевой агнозии больной, не узнавая конкретных лиц, знает, что это лица людей, а при аудиовербальной агнозии больной, не распознающий отдельных слов, отличает их от других звуков. Это показывает, что «грубые» нейроны, представляющие всю категорию паттернов в целом, могут сохраниться и тогда, когда нейроны, соответствующие отдельным паттернам этой категории, разрушены. Этот факт позволяет предположить, что нейроны этих двух групп локализуются в разных полях коры.
Еще один, вероятно иной, способ формирования новых гностических, полей (в анатомическом или по крайней мере в функциональном смысле) имеет место в том случае, когда уже сформированные гностические нейроны являются элементами более сложных паттернов, играющих значительную роль в жизни индивидуума. Можно предположить, что в этом случае в соответствии с принципами, открытыми Хьюбелом и Визелом, образуются новые «сложные» нейроны. Примером может служить обучение читать и писать (разумеется, только на тех языках, в которых не существует больших различий между написанием и произношением слова). Сначала каждая буква — это отдельный паттерн, представленный в соответствующем гностическом поле зрительного или кинестетического анализатора. Затем отдельные буквы объединяются в слова- легко допустить, что наиболее часто используемые слова получают представительство в виде определенных «сложных» гностических нейронов, отличных от тех, какими представлены конкретные буквы. В следующей главе мы приведем соответствующие данные по этому вопросу.
Итак, гностические зоны коры находятся в состоянии непрерывного развития: формируются новые гностические нейроны в уже сформировавшихся гностических полях и создаются новые поля, представляющие новые категории паттернов. Особенно интенсивно этот процесс идет в раннем периоде жизни, затем интенсивность его снижается, а в глубокой старости он почти полностью прекращается.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее