Проблема формирования новых гностических полей - интегративная деятельность мозга
Итак, мы видим, что большинству стимул-объектов, с которыми мы сталкиваемся в жизни, отвечает не одно множество гностических нейронов, а два (или даже больше): множество нейронов «грубой настройки», представляющих общие свойства объектов данного типа, и множество нейронов, соответствующих частным особенностям объектов, характерным только некоторым из них или даже одному отдельно взятому объекту. Так, у нас есть гностические нейроны, представляющие автомобиль вообще, другие—автомобили разных марок, а третьи — наш собственный автомобиль. Или есть гностические нейроны, представляющие маленьких птиц вообще, а другие — каждый вид птиц отдельно (особенно если вы по профессии орнитолог). То же можно сказать и о восприятии листьев вообще и о каждой форме их для ботаника, о восприятии лиц вообще, отдельных групп людей (мужчин или женщин, детей или взрослых) и лиц наших знакомых.
Такой вывод проливает некоторый свет на проблему формирования гностических полей, но ввиду отсутствия в настоящее время достаточно убедительных данных по этой проблеме нам не хотелось бы обсуждать ее в деталях. Скажем лишь, что гностические поля имеют потенциальные связи с соответствующими полями более низкого порядка и что некоторые из этих связей превращаются в действующие под влиянием личного опыта организма. Нам, однако, неизвестно, упорядочены ли эти потенциальные связи каким-то особым образом в процессе филогенеза, или они совершенно «свободны» для последующего развития гностических полей под воздействием даже самых невероятных паттернов.
На основании сказанного можно, по-видимому, допустить, что эти поля подчиняются некоей иерархии и аналогично структуре афферентных систем в целом компонуются из наложенных друг на друга уровней. Детали этой иерархической структуры полностью зависят от индивидуального опыта или коллективного опыта людей, принадлежащих к определенной социальной группе. Мы вынуждены оставить открытым вопрос о том, отвечает ли более высокому уровню гнозиса свое особое анатомическое поле или он включается в соответствующий низший уровень?
Представим себе человека, у которого есть грубое представление об определенной категории стимул-объектов, скажем о лицах другой расы или звуках иностранного языка, и, поскольку все это не играет особой роли в его жизни, он не интересуется их детальными свойствами.
Допустим далее, что условия его жизни меняются и индивидуальные различия этих стимул-объектов приобретают для него большое значение- ну, скажем, он переезжает в страну, где большинство составляют люди другой расы, которые говорят на чужом для него языке. Сначала ему трудно, так как полагаться на свои прежние, «грубые» гностические нейроны он уже не может, — должны сформироваться новые, значительно более специфичные. Столкнувшись сразу со множеством незнакомых стимул-объектов одной категории, он, конечно, совершенно теряется, поскольку оказывается не в состоянии различать их. Но постепенно он начинает воспринимать различия между отдельными стимул-объектами новой категории и опознавать все большее и большее их число. Это происходит благодаря тому, что он научается обращать внимание на те элементы стимул-объектов, которые прежде оставались незамеченными- теперь они играют существенную роль во вновь сформировавшихся гностических нейронах. Благодаря большой практике наш субъект настолько хорошо, познает данную категорию стимул-объектов, что, встретившись с совершенно новым экземпляром, он сразу же определяет его отсутствие в своем «досье», у него возникает надлежащая ориентировочная реакция,, схватывание нового объекта в целом, формирование вскоре соответствующих гностических нейронов без какого-либо специального процесса различения — такова последовательность этапов в данном случае. Это явление обычно называют «формированием установки» («lerning sets»)- его часто наблюдают и у людей и у животных [19].
Двойное (или множественное) представительство стимул-объектов одной категории имеет интересный невропатологический аспект. В некоторых случаях частичного поражения определенного гностического поля, когда больной утрачивает способность воспринимать конкретные стимул- объекты, способность воспринимать категорию в целом сохраняется. Так, при лицевой агнозии больной, не узнавая конкретных лиц, знает, что это лица людей, а при аудиовербальной агнозии больной, не распознающий отдельных слов, отличает их от других звуков. Это показывает, что «грубые» нейроны, представляющие всю категорию паттернов в целом, могут сохраниться и тогда, когда нейроны, соответствующие отдельным паттернам этой категории, разрушены. Этот факт позволяет предположить, что нейроны этих двух групп локализуются в разных полях коры.
Еще один, вероятно иной, способ формирования новых гностических, полей (в анатомическом или по крайней мере в функциональном смысле) имеет место в том случае, когда уже сформированные гностические нейроны являются элементами более сложных паттернов, играющих значительную роль в жизни индивидуума. Можно предположить, что в этом случае в соответствии с принципами, открытыми Хьюбелом и Визелом, образуются новые «сложные» нейроны. Примером может служить обучение читать и писать (разумеется, только на тех языках, в которых не существует больших различий между написанием и произношением слова). Сначала каждая буква — это отдельный паттерн, представленный в соответствующем гностическом поле зрительного или кинестетического анализатора. Затем отдельные буквы объединяются в слова- легко допустить, что наиболее часто используемые слова получают представительство в виде определенных «сложных» гностических нейронов, отличных от тех, какими представлены конкретные буквы. В следующей главе мы приведем соответствующие данные по этому вопросу.
Итак, гностические зоны коры находятся в состоянии непрерывного развития: формируются новые гностические нейроны в уже сформировавшихся гностических полях и создаются новые поля, представляющие новые категории паттернов. Особенно интенсивно этот процесс идет в раннем периоде жизни, затем интенсивность его снижается, а в глубокой старости он почти полностью прекращается.